Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Главная Места на карте памяти Копия [18.05.2023 09:20:46]
 

Дорогие друзья!

Мы начинаем новую рубрику «Места на карте памяти», автором которой выступает ведущий методист библиотеки Левагина Светлана Николаевна.

Ярославская земля предстает в нашей памяти не только в своих исторических реалиях, но и в сердечном, поэтическом восприятии. В проекте «Места на карте памяти» мы постараемся увидеть хорошо нам знакомые места через призму жизни и творчества поэтов, писателей, художников, музыкантов, исторических деятелей. Мы вспомним такие имена, как Мария Петровых, Константин Васильев, Михаил Соколов, Иван Козлов, Юрий Тынянов, Прасковья Жемчугова, Константин Бальмонт, Максим Богданович и многие другие. Мы почувствуем историю живой в Вощажникове и Мышкине, в Рыбинске и Тутаеве, Ярославле и Большом Селе. Любви к Родине много не бывает!



10 июля 1807 года в Ярославле родилась Каролина Павлова (1807 – 1893) – поэтесса, чей стих В.Г. Белинский однажды назвал «алмазным», а её строки «Моя напасть! Моё богатство! Моё святое ремесло!» Марина Цветаева ощущала ключевыми в своём эмигрантском творчестве. Забытая на долгие десятилетия, К. Павлова «вернулась» к читателю в XX веке истинным воплощением «лирики женского сердца».

Иосиф Иванович Дик (1922-1984) - настоящий человек, ставший детским писателем. Этот рассказ о нём - инвалиде и герое Великой Отечественной войны, носившем страшное клеймо «сына врага народа», его товарищах по несчастью - мальчиках и девочках из рыбинского детского дома имени Первого мая, выросших, вопреки трагической судьбе, достойными и светлыми людьми, и их воспитателях.

"Выходила на берег Катюша..." Эта песня на стихи Михаила Васильевича Исаковского (1900 - 1973) известна во всём мире. Мы поговорим о её авторе, жизненный и творческий путь которого поражает воображение, но мало кому известен. Не зная его, трудно понять силу воздействия таких произведений поэта, как "Огонёк", "В лесу прифронтовом", "Враги сожгли родную хату"...

Михаил Михайлович Пришвин как «душа, жаждущая любви». Именно такими словами, сказанными В.Д. Пришвиной о писателе, можно охарактеризовать малоизвестные страницы его творчества, связанные с Ярославским краем. Здесь в годы Великой Отечественной войны создавались не только прекрасные произведения о природе и человечности, включая повесть «Кладовая солнца», но и удивительная книга о любви «Мы с тобой», опубликованная уже после смерти Пришвина, в конце XX века..

Ярославская женщина в сказаниях, летописях и легендах... Разговор пойдёт не только об участии двух ростовских княжон в битве с татарами на Куликовом поле, но и о том, что это был не единичный случай женской воинской доблести, - ведь не зря сохранились легенды и былины о поленицах, богатырях-девицах, таких, как Василиса Микулишна или Настасья Микулишна. А первой женщиной-летописцем на Руси стала княгиня Мария Михайловна Ростовская, правившая в Ростове Великом вместе с малолетним сыном после героической гибели мужа, князя Василька Константиновича.

Тютчевы на Ярославской земле. Речь пойдет о связи Федора Ивановича Тютчева и его рода с Ярославским краем, а также о родовой тютчевской усадьбе Знаменское. Знаменское – родовое поместье Тютчевых на реке Катка, ныне Угличский район Ярославской области. До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк. Сюда в 1812 году выехало семейство Тютчевых из Москвы, спасаясь от наступавшей армии Наполеона. Здесь истоки трагического мировосприятия будущего поэта.

Харизма в краеведении. Существует феномен влияния влюблённой в свой край выдающейся личности, такой, как С.М. Зайцев в Тотьме, В.А. Гречухин в Мышкине, С.Н. Темняткин в Мартынове, на культурный ландшафт малой Родины. Харизматические лидеры российского краеведения – это путеводные звёзды человечности, связывающие обо-рванные жестокими временами нити между людьми и их животворящими корнями. Таким был и Станислав Михайлович Зайцев (1939-1992) из Тотьмы Вологодской области, о жизни и подвижнической деятельности которого пойдёт рассказ.

В новом выпуске рубрики разговор пойдет об Алексее Фёдоровиче Мерзлякове (1778-1830) – учителе словесности Лермонтова, Тютчева, Вяземского, Полежаева, Чаадаева, многих декабристов. Будучи профессором Московского университета, он первым ввёл преподавание русской литературы как самостоятельного предмета, сделал популяр-ной гражданскую, патриотическую поэзию, дав её образцы в своих переводах из античных авторов, и считается основателем жанра русской народной песни. Мы заметим следы влияния его песни «Среди долины ровныя» на одно из последних стихотворений Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу».

Поэтическое многоязычье под кровлей старинного мышкинского дома - разговор о жизни и творчестве людей, объединённых не только проживанием в разное время в этом провинциальном доме, но и высоким отношением к русскому языку как языку межнационального общения, соединяющему людей даже в самые трагические моменты их жизни. Об этом говорят великолепные поэтические переводы поэтов разных времён и народов, с которыми познакомит нас творческое наследие представителей породнившихся дворянских родов из Сербии и России Роговых-Семиз и друга этого семейства, поэта Серебряного века Всеволода Рождественского.

Владимир Александрович Гречухин (1941 - 2022). Мы расскажем вам об этом удивительном человеке, возродившем целый город: теперь во всём мире, а тем более в нашей стране, известен маленький городок Ярославской области Мышкин, превратившийся в волжскую туристическую столицу. А возникла она благодаря В.А. Гречухину, писателю-краеведу, историку, журналисту, замечательному педагогу, основателю Мышкинского народного музея, который он создал вместе со своими сподвижниками - мышкинскими мальчишками, которых влюбил в родную историю, в романтику экспедиций и краеведческих находок и вдохновил высокой идеей - вернуть утраченное достоинство родному городу.

«Я был, где надо, – на переднем крае» – строчкой фронтового поэта начнётся разговор о молодых поэтах Великой Отечественной войны, сражавшихся и погибавших, в том числе, и на территории Донбасса и Крыма. Фронтовая тетрадь старшего сержанта Николая Власова расскажет о стихах и песнях, сопровождавших бойцов на передовой.

Речь пойдёт о переводах замечательной поэтессы Марии Сергеевны Петровых (1908 - 1979), которая родилась и провела детские и юношеские годы в Ярославле. Мария Петровых была близким другом Анны Ахматовой, её творчеством восхищались Б.Л. Пастернак и О.Э Мандельштам, посвятивший ей несколько стихотворений. О блестящем переводческом даре поэтессы можно сказать её собственными словами: «буду читать, впитывать, буду переводить – как и прежде замирая от любви к стихам и от страха – как бы их не поранить».

Приглашаем в путешествие на родину великого скульптора Александра Михайловича Опекушина (1838-1923). Мы побываем в ярославской деревне Свечкино, где он родился, послушаем рассказ Л.И. Левиной, зав. музеем его имени в селе Рыбницы, - бывшем здании школы лепщиков, которой он покровительствовал, так как сам начинал свой путь мастером лепного дела в Санкт-Петербурге и Москве; будем гостями правнучки Опекушина И.Н. Морозовой, живущей в доме брата скульптора Константина, в котором неоднократно бывал Опекушин. Ирина Николаевна поделится своими воспоминаниями и проводит нас к могиле великого предка на погосте церкви Спаса Нерукотворного Образа в Рыбницах.

Поговорим об искусстве перевода зарубежных поэтов на русский язык, «призвав на помощь» удивительного ярославского поэта Константина Васильева (1955-2001). Васильев считал, что поэтов объединяет музыка стиха и был согласен с Верленом, что поэтические открытия – это «мгновения торжества человека над хаосом». Мы проследим, через музыку стиха, путь становления Васильева как поэта и познакомимся с его переводами из Пейо Яворова, Поля Верлена, Гая Валерия Катулла, Вильяма Вордсворта, Поля Валери, Николая Лилиева, Шарля Бодлера.

«Сказание о Юсуфе» - знаменитая поэма Кул Гали (1183-1236), уроженца Волжской Булгарии, что находилась в междуречье Волги и Камы. Он погиб при нашествии войск Чингиз-хана в 1236 году, а поэма сохранилась в списках и впервые была опубликована в 1839 году в переводе с булгарского на татарский. Основу сюжета, жизнь пророка Иосифа (Юсуфа), можно найти в Библии и в Коране, но Кул Гали, силой своего таланта, создал не только захватывающее повествование о мудром правителе, прошедшем через рабство и другие испытания, но и создал великую историю любви Юсуфа и Зулейхи, многие века вдохновлявшую поэтов, художников и композиторов.

В новом выпуске рубрики «Места на карте памяти» речь пойдёт о рукописном девичьем альбоме, наследнике традиций дворянских альбомов XVIII - XIX веков. В дворянский альбомах мы можем найти автографы не только родственников и друзей, но и Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Жуковского, Дельвига и многих других поэтов. Иногда такие тексты являются уникальными, не опубликованными их авторами, как пушкинское четверостишие в альбоме М.В. Борисовой. Сохранился девичий альбом и после революции 1917 года, о чём мы поговорим на примере крестьянского девичьего альбома 1930-х годов.

Говорим о том, что явление публике «образа поэта» и реальный поэт – это не одно и то же. Раскрываясь в своём произведении, поэт, тем не менее, не терпит, при всей своей искренности, чтобы «толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей», как писал Ф. И. Тютчев, известный в свете яркой, остроумной речью и, казалось бы, легко при всех оценивающий людей и события. Об иллюзии свободы и равенства в импровизации – и роман Г. Х. Андерсена «Импровизатор», и повесть А. С. Пушкина «Египетские ночи», и стихотворения Ф. И. Тютчева, о которых пойдет речь. Как и об ответственности современных изданий за точность публикаций текстов классиков.

«Я затеплю свечу воску ярова…» Речь пойдёт о русской символике восковой свечи, хорошо известной нашим предкам. Мы встречаем этот символ не только на иконах, в русском народном фольклоре, в поэзии, но и в топонимике. Так, великий русский скульптор, автор памятника А. С. Пушкину в Москве, Александр Михайлович Опекушин родился в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. Символика свечи глубока и многогранна – от воплощения памяти до освещения пути к тайному знанию. Церковные свечи и в наши дни символизируют свет христианской веры и освобождение души от мрака.

«...Свой взор на мне останови...» - так, строчкой М.Ю. Лермонтова называется очередная беседа, посвящённая, на этот раз, почти мистической энергетике влияния и на нас, и на его современников не только творчества великого поэта, но и его человеческого образа, воплотившего в себе эталон русского романтизма. Отсюда и «видение» лермонтовского портрета в церкви села Толгобол, по дороге в Пазушино, где жила, будучи замужем, таинственная Н. Ф. И. его ивановского цикла стихотворений. И романтический поступок Софьи Андреевны Бахметевой, ставший трагедией всей её жизни. И внутреннее преображение под воздействием последней дуэли Лермонтова, секундантом которой он являлся, повесы и шалопая князя Сергея Васильевича Трубецкого, романтическая история которого легла в основу романа Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов».

«Автопробегом по Ярославлю» - так называется наш рассказ, посвящённый юбилеям Ильи Ильфа (125 лет) и Евгения Петрова (120 лет), авторов бессмертной дилогии об Остапе Бендере. Ильф и Петров, приехавшие в Ярославль в 1929 году с целью написания очерка, неожиданно для себя встретили владельца единственного в городе частного такси Иосифа Сагассера, ставшего прототипом Адама Козлевича, и задумали новый роман «Золотой телёнок», а Ярославль на страницах этого романа превратился в провинциальный город Арбатов, который, к сожалению, вовсе «не Рио-де-Жанейро». Будет рассказано и о трагических судьбах ярославского окружения Ильфа и Петрова.

Историей подвига Александра Алексеевича Тучкова на Бородинском поле мы закончим рассказ о пяти братьях-генералах Тучковых, героях Отечественной войны 1812 года. Особое внимание уделено воспоминаниям о легендарной истории любви Александра и Маргариты Тучковых. Маргарита Михайловна Тучкова (урождённая Нарышкина), не найдя среди убитых на Бородинском поле разорванного снарядами Александра (а она бродила среди тысяч непогребённых воинов несколько суток), долго не верила, что он погиб, а потом основала у места гибели женский Спасо-Бородинский монастырь и стала его игуменьей - матерью Марией.

Роль личности в Отечественной войне 1812 года на примере братьев-генералов Тучковых - именно об этом пойдёт речь на нашей встрече. Это следующая беседа цикла, начатого ранее рассказом о поэте, дипломате и воине Сергее Алексеевиче Тучкове. Тему продолжает повествование о подвиге генерал-майора Павла Алексеевича Тучкова, который, не дожидаясь указаний вышестоящего руководства, принял продуманное решение встать насмерть под Лубиным, чтобы наши армии соединились и не были разгромлены поодиночке. Мы вспомним также Николая Алексеевича Тучкова, смертельно раненного на Бородинском поле, бывшего для современников воплощением чести и достоинства, одного из прототипов князя Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Разговор идёт о замечательных традициях дружбы и сотрудничества русских и грузинских поэтов, о творческом отклике и человеческой помощи друг другу даже тогда, когда за эту дружбу грозит смерть - недаром год смерти Тициана Табидзе и Паоло Яшвили - 1937. Эпоха была сурова и к Борису Пастернаку, и к Константину Бальмонту, и к Галактиону Табидзе, и к многим другим, но поэзия их оставалась высокой, дружба и любовь настоящими, а память - источником гордости для всех нас. Об этом, в частности, напомнит читателю и единственная биографическая книга о Тициане Табидзе, преданном ранее жестокому забвению: книга Галины Цуриковой "Тициан Табидзе: жизнь и поэзия", изданная в 2015 году.

Новый выпуск рубрики «Места на карте памяти» посвящен юношеской любви А.С. Пушкина, утаённой любви, потому что её героиня – Екатерина Андреевна Карамзина – на двадцать лет старше лицеиста Пушкина и не отвечала ему взаимностью, но любовь эта нашла отражение в творчестве поэта.

Обратимся к интереснейшему исследованию этой темы литературоведа и писателя Ю.Н. Тынянова. А также коснёмся ярославского следа Карамзиной и истории написания Тыняновым третьей («Юность») части романа «Пушкин».

Беседа посвящена прекрасному русскому поэту Константину Николаевичу Батюшкову (1787-1855), ярким страницам его жизни и творчества. Он прошёл три войны, включая Отечественную войну 1812 года, верность дружбе и любви почитал необходимым условием своего существования, даже если это вело к личной трагедии. Батюшков предвосхитил в стихах и прозе будущие литературные направления: от сентиментализма, неоклассицизма и романтизма до реализма и декадентских мотивов. В нём одновременно уживались и эпикуреец, воспевающий радости жизни, и поэт-фронтовик.

В новом выпуске рубрики разговор пойдёт о героической составляющей библиотечной профессии и о святом библиотекаре-мученике Тимофее, который ей покровительствует. Он поминается православной церковью вместе с женой Маврой 16 мая, а жил в Фиваиде, в III - начале IV вв.

Однако во все века были те, кто жертвовал ради существования библиотек всем, в том числе и жизнью, - и во времена Улугбека, и в сталинские времена, всегда. Потому библиотеки и не погибли.

Новый выпуск рубрики посвящен русской частушке, возникшей в конце XIX века и живущей до сих пор, - коротенькой песне, которая, будучи откликом на события дня, обычно рождалась как поэтическая импровизация. Она с юмором подходила даже к печальным событиям, отличалась прямотой высказывания, реалистичностью, экспрессией. Лирические и плясовые, частушки пелись под сопровождение гармони, балалайки или вовсе без них, интерес подогревался состязанием частушечников, их перекличкой, в чём мы убедимся с помощью Образцового самодеятельного коллектива - фольклорного ансамбля "Хорошавочка" ДШИ № 1 г. Ярославля.

В новом выпуске рубрики разговор пойдёт о том, когда в русской литературе возникла тема защиты природы (первой ласточкой был Михаил Юрьевич Лермонтов). И как эту тему общей ответственности человека перед природой, перед жизнью осваивают и продолжают замечательные поэты земли Ярославской Мария Петровых, Константин Васильев и Василий Галюдкин.

Выпуск посвящён 80-летию со дня опубликования (25.03.1942) в газете "Комсомольская правда" стихотворения Алексея Суркова "В землянке" ("Бьётся в тесной печурке огонь...") с мелодической строчкой композитора Константина Листова. Обратившись к истории создания и сокровенному смыслу этой первой лирической песни Великой Отечественной войны, лучше понимаешь секрет её сердечного влияния на фронтовиков в те годы и востребованность в наши дни, осознаёшь необходимость лирической поэзии и песни на фронте и в тылу - от произведений профессиональных авторов до народных песен и частушек.

В новом выпуске проекта «Места на карте памяти» речь идет об истории и трансформации народной песни о Ваньке-ключнике в контексте русской ментальности и о ее бытовании с 17 века до наших дней. Интерес к изучению песни проявил Этнографический музей кацкарей в деревне Мартыново Мышкинского района Ярославской области, который изучает народное искусство и нематериальное культурное наследие, а также издает единственный в России деревенский краеведческий журнал «Кацкая летопись».

Очередной выпуск проекта «Места на карте памяти» посвящён творчеству художника К.А. Коровина (1861-1939) в годы гражданской войны, когда, больной стенокардией, спасаясь от голода со своей семьёй, без средств к существованию он оказался в тверской деревне в имении Островно. Выживая с помощью охоты и рыбной ловли, Коровин продолжал создавать шедевры живописи, которые, в основном, оказались в частных коллекциях, обмененные художником на продукты питания. Не давала погаснуть творчеству живая память о днях счастливого труда, в том числе в компании с В. Серовым и Ф. Шаляпиным в ярославской деревне Охотино, где ныне существует музей "Дача Константина Коровина".

В новом выпуске проекта «Места на карте памяти» разговор пойдет об одной из многочисленных национальностей, представители которой проживают на территории Ярославского края, и, пожалуй, самой загадочной – цыганам. Помогут в этом цыганские сказки, собранные в Поволжье в конце двадцатого века.

В новом выпуске проекта «Места на карте памяти» разговор идет о судьбе третьего брата-генерала из легендарной семьи героев Отечественной войны 1812 года Тучковых – Сергея Тучкова (1767-1839). Он был не только талантливым военачальником, но и ликвидировал чуму в Грузии, и даже построил целый город Тучков у крепости Измаил. А еще - был поэтом и оставил потомкам талантливо и смело написанные «Записки Сергея Алексеевича Тучкова».

В третьем выпуске проекта «Места на карте памяти» речь идет о судьбе княжны Натальи Борисовны Долгорукой, дочери фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Её подвиг любви (она последовала за своим опальным мужем князем Иваном Долгоруким в Сибирь, хотя могла бы оставить его) послужил примером женам декабристов и вдохновил поэтов И. Козлова, К. Рылеева, Н. Некрасова.

Во втором выпуске проекта - рассказ о ярославских театральных традициях в Индии 18 столетия. Уроженец Ярославля Герасим Степанович Лебедев (1749-1817), первый русский индолог, до настоящего времени глубоко почитаем в Индии за создание в Калькутте первого индийского театра европейского типа, по примеру театра Фёдора Волкова. Особенно интересно будет узнать, за что он был выдворен из страны тогдашним английским колониальным руководством, а полюбившие его индийцы открыли ему тайну священного языка санскрита, недоступного англичанам, как и другим иностранцам.

В первом выпуске проекта «Места на карте памяти» разговор идет о влиянии основателя города Ярославля князя Ярослава Мудрого и его ближайших потомков на развитие книжной культуры не только в Древней Руси, но и за её пределами; об основании библиотеки в Киевском Софийском соборе и знаменитом «Изборнике» Святослава, библиотеке княжны Анны Ярославны в Париже и витражных изображених с книгой Святой Маргариты Шотландской – внучки Ярослава.