Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Главная Мир чтения Периодические издания Копия [04.05.2023 13:57:25] Смена
 

Обзор журнала «Смена» № 1, 2023 год

Журнал «Смена» издаётся с января 1924 года. Первый номер журнала открывает интересная рубрика «Неизвестное об известном». Жизни и творчеству великого писателя Льва Николаевича Толстого посвящена статья Юрия Осипова «Тайна Толстого».

Статья Аллы Зубовой «Венценосный охотник» открывает рубрику «Из российской истории» о последнем потомке династии Романовых цесаревиче Петре II, который прожил он очень короткую, но яркую жизнь. Вокруг его трона кипели нешуточные страсти.

Следующая статья «Фейерверки полудержавного властелина» в рубрике «Это интересно» посвящена эпохе Петра Великого. Время петровских реформ – это ослепительный фейерверк, без которых невозможно представить эпоху. Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Меншиков, находясь на самой вершине славы, не подозревал, сколь переменчива и капризна фортуна…

В рубрике «Замечательные современники» бизнесмен и меценат Андрей Князев, в становлении характера которого Владимир Высоцкий сыграл главную роль, рассуждает о его творчестве. В этой же рубрике интервью даёт популярная актриса театра и кино, блогер, певица и телеведущая Марина Федункив.

В рубрике «Судьбы» в статье «От «Московской Венеры» до «Пиковой дамы» Евгения Гордиенко рассказывает о княгине Наталье Петровне Голицыной, ставшей прототипом пушкинской «Пиковой дамы». А.С. Пушкин вдохновился образом одной из самых известных, самых узнаваемых женщин своего времени.

Из рубрики «Российские музеи» в статье «Талдом: погружение в историю» мы узнаем о историко-литературном музее в одном из самых маленьких городов Подмосковья, расположенном у границы Московской и Тверской области. Это один из старейших музеев Подмосковья, ведущий свою историю с 1920 года.

В рубрике «Детектив» рассказ Татьяны Крыловой «Крем с шампанским» и продолжение начатого в номере 12 за прошлый год детектива Варвары Клюевой «Черный ангел».

Обзор журнала «Смена» № 2, 2023 год

Второй номер журнала открывает наиболее интересная рубрика «Неизвестное об известном». Великому русскому писателю посвящена статья Юрия Осипова «Федор Достоевский. Из каторжников – в пророки». Автор подробно останавливается на секретах его самых известных произведений.

«По признанию ведущих исследователей, Достоевский проник в такие глубины человеческой души, до которых не добирался ни Шекспир, ни автор «Войны и мира».

Светлана Марлинская в статье «Северный сфинкс» исследует характер «одного из самых противоречивых и загадочных монархов в российской истории» Александра I, мечтавшего преобразовать, просветить Русь. Попытка эта практически ему не удалась. Мечтая в юности с помощью реформ и тайных организаций совершить радикальные перемены в стране, последнее распоряжение в своей жизни он отдал об аресте выявленных членов тайной организации... Жизненный круг замкнулся. Жизнь государства Российского продолжалась.

Очень занимательна история о картине, рассказанная Ириной Опимах в статье «Приключения «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи» в рубрике «Шедевры». По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани, прославленной красавицы XV века, любовницы Лодовико Сфорца, герцога Миланского. После её смерти шедевр исчез – примерно на три столетия. Достоверная письменная история данной картины прослеживается только с конца XVIII века. В 1798 году полотно было привезено из Италии в Краков польским князем Адамом Чарторыйским. В Первую мировую войну «Даму с горностаем» для безопасности отправили в Дрезденскую галерею, на время. После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена из страны в Берлинский Музей кайзера Фридриха. А в конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией уже в Баварии и только в 1946 году возвращена в Польшу, где находится и поныне...

В рубрике «Судьбы» в статье «Друг Пушкина князь Голицын» Виктор Елисеев поведает нам о Николае Борисовиче Голицыне. В историю культуры Николай Голицын вошел как литератор, мемуарист, музыкальный деятель и переводчик. Кроме того, он был знатоком французского языка и известен как автор перевода стихотворения-отповеди «Клеветникам России» А.С. Пушкина. Пушкин был в таком восторге от этого перевода, что не уставал благодарить за это Голицына: «Тысячу раз благодарю вас, милый князь, за Ваш несравненный перевод моего стихотворения, направленного против недругов нашей страны. Я видел уже три перевода, из которых один сделан высокопоставленным лицом из числа моих друзей, ни один не стоит Вашего пера...»

Статья Евгении Гордиенко «Человек и самолет» в рубрике «Мир науки» познакомит читателей с Андреем Николаевичем Туполевым, внесшим значительный вклад в развитие науки: «Самолеты Туполева установили более ста мировых рекордов дальности, скорости полетов и грузоподъемности. Он был не только Героем Социалистического Труда, лауреатом множества Государственных премий, но также обрел признание во всем мире: получил премию Леонардо да Винчи и Золотую медаль Общества основоположников французской авиации. Его избрали в почетные члены Королевское общество аэронавтики и астронавтики». На страницах журнала можно познакомиться и с художественным творчеством читателей. Так, в данном номере представлены рассказ «Каштановая весна» Ольги Новиковой, «Опасные игры» Дмитрия Васильева и окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел».

Что касается других рубрик, то здесь можно прочесть интервью с актрисой Алёной Яковлевой, которая представлена на обложке журнала, путешествие по старинной дворянской усадьбе Фряново, расположенной в Подмосковье, воспоминания о звезде советского футбола Галимзяне Хусаинове и т.д.

Обзор журнала «Смена» № 3, 2023 год

Третий номер журнала «Смена» открывает рубрика «Из российской истории». Платона Зубова можно смело назвать любимцем Фортуны. Ему посчастливилось стать последним фаворитом Екатерины Великой. По числу титулов и высших наград он не уступал легендарному Потёмкину, хотя по масштабу дарований ему до него было очень далеко. Почти все высшие сановники презирали выскочку Зубова, но что они могли поделать, если стареющая императрица заявляла, что её возлюбленный, кстати, на сорок лет моложе её, обладает государственным умом и способностями, с которыми мог сравниться только гений Петра Великого… Об этом статья Аллы Зубковой «Любимец фортуны».

Следующая рубрика - «Неизвестное об известном». Современники поёживались от желчных сатир М.Е. Салтыкова-Щедрина, а произведения этого обличителя российских пороков называли странными фантазиями, оторванными от реальности. Сам он подошел к этой «реальности» ближе любого другого отечественного прозаика. Сегодня острые произведения Михаила Евграфовича не в чести у читателей, но созданные им «антигерои» по-прежнему живут среди нас. Подробнее о писателе и его произведениях в статье Юрия Осипова «Насмешливый обличитель».

Из статьи Светланы Марлинской «Хроника Московского метрополитена, которому в этом году – 88 лет» в рубрике «Это интересно» можно узнать много интересных фактах о строительстве метро. Оно начиналось под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. В годы войны строительство очередной ветки подземки продолжалось, несмотря на военное положение. Метро было ещё и бомбоубежищем, и целым городом, где работали магазины, парикмахерские и даже библиотеки, где рождались дети и принимались важные государственные решения.

В этой же рубрике можно прочесть статьи о том, кому же на самом деле мир обязан появлением знаменитого аромата «Шанель», а также невероятную историю Индры Деви. Прожившая почти 103 года, она стала первым йогом в женском облике. А разработанная ею уникальная система питания не только чрезвычайно популярна до сих пор, но с каждым годом обретает всё больше сторонников и последователей. Мало кто знает, что первая женщина-йог – русская!

О взглядах и интересах блистательной актрисы начала ХХ века Елене Полевицкой поведает статья Владимира Братченко «Долгие гастроли великой актрисы» в рубрике «Неизвестное об известном». В «Театральной энциклопедии» о ней написаны следующие строки: «Лейтмотив образов актрисы Полевицкой – тема чистоты женской души». И это действительно было так – ведь на ее спектаклях зрители не только с напряжением следили за игрой актрисы, но многие даже плакали…

О нашей современнице заслуженной артистке Дагестана и Российской Федерации Жасмин, фотография которой украшает обложку данного номера журнала, вы узнаете из рубрики «Замечательные современники».

Также в третьем номере журнала «Смена» читайте стихи и прозу современных российских авторов.

 

Обзор журнала «Смена» № 4  2023 год

 

Четвертый номер журнала открывает статья Светланы Марлинской «Тяжела ты, шапка Мономаха!» в рубрике «Минувшее». Фраза уходит корнями в далекую историю Киевской Руси, во времена правления великого князя Владимира Мономаха, который сумел создать единое государство – Русь. А головной убор – «шапка Мономаха» – стал символом власти Московского царства. Им венчали претендентов на престол, а затем убирали в сокровищницу до следующего помазания на царство.

В рубрике «Неизвестное об известном» представлены статьи о творчестве писателя Владимира Александровича Соллогуба и жизненном пути актера, режиссера, и драматурга и основателя первого русского профессионального театра Федора Волкова. Кем же все-таки был этот человек, которому сегодня стоит памятник в самом центре Ярославля? Читайте в статье Евгении Гордиенко «Русский театр. Начало».

Статья Юрия Прокопчука «Певец на кислых водах» в рубрике «Это интересно» рассказывает об отдыхе в городе Кисловодске выдающегося оперного певца Федора Шаляпина, а также об особняке, именуемой «Дача-музей» Шаляпина, который на самом-то деле никогда и не принадлежал известному певцу. Шаляпин снимал эту самую дачу, которая на время его пребывания превращалась в литературный салон. Гостями его были Константин Станиславский, пианист Василий Сафонов, композитор Сергей Прокофьев.

Об известном русском ученом, изобретателе, электротехнике Александре Николаевиче Лодыгине рассказывает статья Виктора Елисеева «Ньютон электричества» в рубрике «Мир науки».  Эдисон и Сименс нажили десятки миллионов, применив идею Лодыгина на практике, причем ни тот, ни другой не отрицали, что Лодыгин – первый, давший миру удобное и безопасное освещение. Он мечтал осветить Россию, а осветил весь мир!

Также в апрельском номере журнала можно прочесть о прототипе чеховской «Попрыгуньи», музе художника Исаака Левитана Софье Петровне Кувшинниковой, о наших современниках режиссере Павле Сафонове и артистах  Большого театра Игоре Цвирко и его супруге Кристине Кретовой.

Также читайте продолжение увлекательного детектива «Актриса» Екатерины Марковой.

 

Обзор журнала «Смена» № 5  2023 год

Большинство публикаций майского номера журнала связано с Великой Отечественной войной. В рубрике «Чтобы помнили» подобраны военные стихи Юлии Макаровой, рассказы Виктора Елисеева: «Экипаж машины боевой» о танкистах-братьях Цукановых и «Сестра милосердия» о 18-летней геройски погибшей в неравном бою с фашистами старшине медицинской службы Ксении Константиновой.

Интересен очерк Виктора Елисеева «Шесть часов неравного боя», рассказывающий о подвиге батареи, которой командовал подпоручик Александр Щёголев при обороне Одессы в 1854 году.

Об основателе знаменитой на весь мир Третьяковской галереи Павле Михайловиче Третьякове читайте в статье Светланы Марлинской «Великий русский меценат» в рубрике «Неизвестное об известном». За заслуги перед Отечеством император хотел пожаловать Третьякову наследный дворянский титул, но меценат отказался от этой чести: «Я купцом родился, купцом и умру».

«Аристократ духа», так называется статья Юрия Прокопчука из рубрики «Это интересно» о великом писателе Николае Лескове. Основой многочисленных сюжетов его произведений, ставших классикой, как правило, всегда были реальные истории или люди, которых писатель когда-то наблюдал. Многие признанные корифеи российской словесности, будучи современниками писателя, восхищались его литературным даром и силой художественного слова. В числе почитателей творчества Лескова были такие мастера русской литературы, как Чехов, Толстой и Достоевский.

Об удивительном доходном доме, построенном архитектором Александром Лишневским по адресу: Санкт-Петербург, Лахтинская улица, дом 24, можно прочесть в статье Дмитрия Зелова «Демон поверженный?». На фронтоне дома, ехидно сложив руки и размахнув крылья, был изображен Мефистофель. Говорят, сам падший ангел помогал зодчему строить особняк.

Судьба и деятельность Иоганнеса Брамса стали предметом статьи Зубковой Аллы «Единственный и неповторимый». Композитору было всего 20 лет, когда великий Роберт Шуман назвал его гением. И не ошибся. Музыка Брамса вот уже полтора столетия потрясает мощью и жизненной энергией любителей классики.

В рубрике «Замечательные современники» читайте интервью с известным российским актером, на счету которого более 120 ролей - Александром Песковым, чья фотография представлена на обложке журнала.

В рубрике «Легенды отечественного футбола» представлены статьи про футболистов Сергея Сальникова и Николая Осянина. Также вы найдёте еще много интересных статей об известных личностях, а в конце номера вы сможете прочитать продолжение детектива Екатерины Марковой «Актриса».

 

Обзор журнала «Смена» № 6, 2023 год

 

В июньском номере журнала «Смена» в рубрике «Неизвестное об известном» можно познакомиться со статьей Юрия Осипова «Расчётливый Демон», в которой рассказывается о творческой судьбе основоположника русского символизма, поэта Валерия Брюсова.

В рубрике «Это интересно» в статье «Анна Каренина» и женские судьбы в XIX веке» Юрий Прокопчук утверждает, что, создавая свои произведения, Лев Толстой настолько точно передавал особенности женской души, характеры героинь, что созданные гением образы воспринимаются как реальные, живые люди, которым сочувствуют, сопереживают, защищают. Толстовские героини надолго остаются в памяти. Наташа Ростова, Анна Каренина, Катюша Маслова поражают воображение читателей разных возрастов. В этой же рубрике статья Светланы Марлинской «Автор знаменитой системы» о великом актере, режиссере, руководителе театров Константине Станиславском, создателе знаменитой актерской системы, которая уже на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.

Вячеслав Александрович Таболин был главным педиатром Советского Союза, имя которого сейчас носит кафедра госпитальной педиатрии Филатовской детской больницы. В статье «Рыцарь детства» автор рассказывает о нём как о человеке, полностью преданном своей профессии и детям, приводя много интересных примеров, случаев из жизни, свидетелем которых ей довелось быть.

В статье Виктора Ома «Я счастлив, что работал для детей» вы сможете прочитать об уникальном человеке, который творил для детей и получал от этого величайшую радость, Владимире Григорьевиче Сутееве. Мир этого художника-сказочника и очень доброго человека известен многим людям, кто родился и жил в СССР. И не только его многочисленные блистательные рисунки остались в благодарной памяти поколений, были ещё и чудесные, захватывающе-интересные книги, мультипликационные фильмы.

Также в новом номере вы найдёте еще много интересных статей об известных личностях: Пьере де Кубертену, вернувшему миру Олимпийские игры, Бартоломе Мурильо, испанском живописце «золотого века», о поэтессе Анне Буниной, которую называли русской Сафо. В конце номера вы сможете прочитать детектив Наталии Солдатовой «Богатый мальчик».

 

Обзор журнала «Смена» № 7, 2023 год


Июльский номер журнала открывает статья Юрия Осипова «Учитель с Пречистенки», в которой идет речь о Льве Ивановиче Поливанове (1838-1899) – талантливом педагоге, литературоведе и общественном деятеле, доказавшем на практике, что и в XXI веке во главе всякого литературного процесса должна стоять личность Учителя.

В рубрике «Шедевры» представлена статья Ирины Опимах «Веласкес. Портреты Оливареса». За свою жизнь испанский художник Диего Веласкес написал множество портретов могущественных монархов и их домочадцев, писателей и поэтов… Редко кто удостаивался быть изображенным художником более чем один раз. Среди таких героев Веласкеса – министр короля Испании Филиппа IV герцог де Оливарес. Его художник писал, по крайней мере, трижды. Что это был за человек, и почему ему было оказано такое почтение со стороны художника, можно узнать, прочитав статью.

В рубрике «Звезды не гаснут» читайте статью Георгия Кричевского «Нестареющий киноклассик» об Андрее Сергеевиче Кончаловском, который, несмотря на свое 85-летие, всё также снимает фильмы мирового проката и продолжает завоевывать призы на самых престижных кинофестивалях...

Беседу с народной артисткой России Марией Ароновой, чьё фото украшает обложку журнала, можно прочесть в статье «Я очень стараюсь соответствовать тому, ради чего зрители ждут моего выхода на сцену». Актриса буквально заряжает своей энергетикой любого, кто прикоснулся к её творчеству в театре и кино.

Из статьи Дмитрия Зелова «Шахматы оживают в полночь» читатели узнают, как связаны между собой первый российский император Петр Первый, шахматы и город Данилов Ярославской области. И почему на гербе города изображена шахматная доска.

А также вас ждет продолжение детектива Натальи Солдатовой «Бедный богатый мальчик». Всё это – в июльском номере журнала «Смена».

 

Обзор журнала «Смена» № 8, 2023 год


Августовский номер журнала открывается статьей Александра Ралота о жизни воспитанниц института благородных девиц, из которой читатель узнает о том, как проходило обучение девочек в Смольном институте, что категорически запрещалось воспитанницам, чему их обучали помимо основных наук и многое другое.

В рубрике «Неизвестное об известном» читатели смогут познакомиться со статьей Юрия Осипова «Я хочу быть сам по себе», в которой рассказывается о непростой судьбе писателя Бориса Пильняка. Сегодня, после долгого периода забвения, нарастает интерес к его творчеству. Одно время он возглавлял список самых издаваемых в Советском Союзе литераторов, читатели зачитывались его «Повестью непогашенной луны». И, подобно герою этого произведения, жизнь Бориса Пильняка трагически оборвалась в 1938-м году...

Евгения Гордиенко в статье «Врач, "излечивший" медицину» рассказывает об удивительном человеке, профессоре, учёном, ставшем родоначальником военно-полевой хирургии в Российской империи. Имя этого человека – Николай Иванович Пирогов. Многие вещи, связанные с медициной, сегодня кажутся нам очевидными. И то, что врачи носят белые халаты, и то, что инфекционных больных содержат отдельно от остальных, и то, что для фиксации переломов накладывают гипс – всё это придумал и ввёл в обиход Николай Иванович Пирогов. Трудно было найти человека, более увлеченного своим делом. Он забывал обо всем, только лишь постоянно совершенствовался во врачебном искусстве и самозабвенно работал. Пирогов ничего не боялся в своей работе. Он перевязывал артерии, ампутировал конечности, делал глазные операции. Даже из собственной смерти учёный сумел извлечь пользу. Незадолго до кончины он предложил совершенно новый способ бальзамирования умерших. Тело Пирогова забальзамировал один из его учеников, сохранено оно и поныне.

Статья Ирины Опимах посвящена японскому художнику Цугухару Фуджита, другу Модильяни и Пикассо, прожившем долгую и непростую жизнь в Европе. Почему неверующий циник Фуджита крестился и принял христианство, построил и расписал часовню Богоматери Мира в Реймсе, читатель узнает, прочитав статью «Приключения самурая в Европе».

В рубрике «Замечательные современники» читайте интервью Дарьи Парчинской с обладательницей бархатного сопрано, победительницей многих конкурсов, участницей проекта «Голос» - Тамарой Кутидзе, чья фотография помещена на обложке журнала.

Также в номере можно прочесть о судьбах известных артист прошлого и настоящего; стихи и прозу современных авторов, а также новый детектив Анны и Сергея Литвиновых «Смерть за добрые дела».

 

Обзор журнала «Смена» № 9, 2023 год

 

Сентябрьский номер журнала продолжает тема о судьбах выпускниц Института благородных девиц в рубрике «Это интересно». Это рассказ о княгине Дарье Христофоровне Ливен, урождённая Доротея фон Бенкендорф.  На протяжении более 40 лет, вращаясь в высших кругах европейского общества, живя в Лондоне и Париже, Дарья Ливен передавала ценные сведения непосредственно императору Александру I и лично от него получала новые задания. Она состояла в теплых отношениях и вела личную переписку с несколькими видными политиками той эпохи и ни разу не вызвала подозрений, так и оставшись тайным агентом императора. Какой же на самом деле она была? Об этом статья Александра Ралота «Секретная агентесса Его высочества».

В этой же рубрике статья Юрия Прокопчука, посвященная 195-летию Льва Николаевича Толстого «Москва в жизни и творчестве Льва Толстого». Живя в Ясной Поляне, Толстой часто наезжал в Москву. Усадьба в Хамовниках, который приобрел Лев Николаевич в Москве, стала центром культурной жизни в столице, и именно здесь писатель написал свыше 150 своих произведений.

Автор следующей рубрики «Судьбы» Светлана Марлинская в статье «Жизнь в тени вождя» рассказывает о личности незаурядной женщины, неизменной спутнице вождя молодого Советского государства Надежде Константиновне Крупской.  В пантеоне российских революционеров она всегда занимала очень скромное место, хотя, по сути, была «первой» леди» новых хозяев жизни. Именно она занималась шифровками, организовывала транспортные сообщения. Сам Владимир Ильич прекрасно знал, что без поддержки этой женщины у него бы ничего не получилось. Судьба или характер? Решайте сами!

В девятом номере журнала вы прочтёте о великом маэстро современного кинематографа Бернардо Бертолуччи, режиссера фильмов «Последнее танго в Париже», «Маленький Будда», «Последний император». На протяжении долгой кинематографической судьбы Бертолуччи и любили, и ненавидели. Восхваляли и поносили. Но его фильмы никого не оставляли равнодушными. Они врезаются в память навсегда, с одного просмотра. Сегодня картины Бернардо Бертолуччи продолжают оставаться современными, а творческий путь их создателя – поучительным.

Интервью с молодыми актрисами Яниной Студилиной в статье «Театр такое место, где не работают, а служат..» и Полиной Ашихминой «Джазовые композиции – это необъятный мир красоты» о любви к творчеству, музыке и сцене. Всегда двигаться вперед и позитивно смотреть на мир, каждый день к чему-то стремиться и действовать в верном направлении, верить в чудеса и отдавать частичку себя – такой девиз жизни молодых талантливых актрис.

«На недельку, до второго, я уеду в Комарово» строчкой из известной песни середины 80-х годов прошлого века называется статья Дмитрия Зелова о красивом местечке Комарово. А где же оно, это самое Комарово, где так здорово можно отдохнуть, наслаждаясь морем и солнцем? Узнаете из статьи.

Также в номере рассказ Варвары Клюевой «Страсти по ЕГЭ» и окончание детектива Анны и Сергея Литвиновых «Смерть за добрые дела» и многое другое.

 

Обзор журнала «Смена» № 10, 2023 год

 

В октябрьском номере журнала «Смена» в рубрике «Неизвестное об известном» вы сможете познакомиться со статьей Юрия Осипова, в которой рассказывается о поэте Константине Батюшкове. Он писал нежные стихи о любовной страсти в духе напевной итальянской поэзии и бесстрашно сражался в русско-шведских войнах. Дружил со многими поэтами-современниками. Его любили женщины и дети, им восторгался Пушкин. А сам он больше всего на свете боялся сойти с ума, но не избежал печальной фамильной участи. О жизненной трагедии Батюшкова читайте в статье «Живи, как пишешь и пиши, как живешь».

Статьи Александра Ралота продолжают рубрику «Из жизни смолянок». Фамилия этой воспитанницы Смольного института сохранилась в истории благодаря её матери и бессмертным строкам великого поэта. Строки А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» известны всем. Интересные факты из жизни дочери Анны Петровны Керн и связанных с нею известных людей вы найдёте в статье «Дочки-матери». В этой же рубрике статья о другой смолянке Ольге Николаевне Скобелевой, жены генерала Дмитрия Ивановича Скобелева и матери генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Устремления Ольги Скобелевой простирались гораздо дальше светских приёмов и появление на балах. Она не была писаной красавицей, но ею восхищался весь Петербург. Что же известно об Ольге Николаевне, ставшей женой и матерью генералов? И почему её история завершилась трагически? Об этом читайте в статье «Генеральша».

Статья Ирины Опимах «Гюстав Кайботт. Художник и меценат» рассказывает о французском художнике, коллекционере, бескорыстно помогавшем Моне и Ренуару, Кайботте, благодаря которому были созданы и сохранены многие шедевры импрессионистов, а его коллекция легла в основу блестящего собрания парижского музея дꞌОрсе.

Также в номере много интересных статей об известных личностях: замечательной советской актрисе Вере Васильевой, которая до конца своих дней сохраняла ясный ум и улыбку на лице. Как ей это удавалось на протяжении жизни длиной почти в целый век? Об творческой биографии отечественной певицы, пианистке и композиторе Людмиле Лядовой рассказывает Светлана Марлинская в статье «Пережившая свою славу». Также в номере интервью с актрисой, звездой мюзиклов, режиссером Натальей Громушкиной и главном дирижере радио «Орфей» Сергеем Кондрашовым о профессиональном творчестве.

В номере опубликованы также: ретро-детектив Анвара Кашина «Из коробки с позабытыми снами» и остросюжетный роман Георгия Ланского «Ловушка для идеального мужчины».

 

Обзор журнала «Смена» № 11, 2023 год

 

Рубрика «Из жизни смолянок» на этот раз посвящена жене поэта, драматурга, государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. О красоте Дарьи Дьяковой в высшем свете не первый год ходила молва, однако, выдавать дочь замуж отец не спешил. Но однажды Даша, будучи в гостях, познакомилась с известнейшим в то время поэтом, и душа её мгновенно обрушилась в бездну. Ему было 52, ей – 28… Поэт называл её «Миленой». Она же выкупила имение «Званка» и возвела на берегу реки роскошную усадьбу, чтобы там окружить мужа заботой и лаской…

Статья Ирины Беспаловой «Человек грандиозного таланта» о человеке с невероятным голосом, благодаря которому появилась русская оперная школа. Вся жизнь Федора Ивановича Шаляпина сопровождалась все возрастающим поклонением перед «неповторимым русским басом». Господь одарил гениального певца и артиста каким-то необъяснимым секретом таланта и обаяния. О его способности без особого труда покорять зрителей читайте в ноябрьском номере журнала.

Обращаясь к фигуре Нины Берберовой (1901-1993), чаще всего вспоминают ее автобиографию «Курсив мой» обвиняя в неточностях, в придумывании фактов, в стремлении свести счеты. Но никто не может отрицать того, что она точно уловила дух того времени, о котором писала. Поэт Андрей Вознесенский назвал эту поэтессу «мисс Серебряный век». Жизнь Нины Берберовой была непростой, интересной и разной. Она успела застать все потрясения этого столетия, пожить во множестве стран, три раза побывать замужем и прожить много лет в одиночестве. Больше о поэтессе Серебряного века вы узнаете из статьи Евгении Гордиенко.

Об установлении мирового рекорда для Guinness World Records нашего соотечественника, москвича Георгия Горгиладзе по самому длительному непрерывному пребыванию на доске с гвоздями - 12 часов 8 минут! В мире ничего подобного ещё не делали, и вряд ли сделают. Это большая профессиональная работа с серьезным подходом, наравне с любым олимпийским видом спорта. Развеивает мифы и стереотипы, а также рассказывает о своём опыте стояния на гвоздях Дмитрий Зелов в статье «Встать на гвозди».

В рубрике «Замечательные современники» печатается интервью «Мне очень повезло» с Ириной Краснопольской – единственным в России журналистом, получившей из рук президента России Звезду Героя Труда.

В конце номера - продолжение остросюжетного романа Георгия Ланского «Ловушка для идеального мужчины».

 

Обзор журнала «Смена» № 12, 2023 год

 

Александр Ралот статьей «Фаворитка» продолжает рубрику «Из жизни смолянок». Роман сорокавосьмилетнего российского императора Александра II и восемнадцатилетней выпускницы Смольного института Екатерины Долгорукой стал одним из самых скандальных в истории императорской семьи Романовых. Слухи, сплетни и неодобрение окружали влюбленных, но они шли наперекор всему миру. О невероятно сильном чувстве монарха и Екатерины Михайловны Долгорукой читайте в статье декабрьского номера журнала.

155-летию со Дня рождения Алексея Максимовича Горького посвящена статья «Безумству храбрых поём мы славу!..». Еще при жизни он купался во всенародной любви, сам «отец народов» Иосиф Сталин называл его патриархом русской литературы, а Оскар Уайльд и Ромен Роллан почитали за честь дружить с ним. Он жил в эпоху, когда мечтали о социальной революции, которая уничтожит пропасть между богатыми и бедными, подарит всем равные возможности и спасёт человечество от голода, бедности и страданий. Он сделался проводником этой мечты и без колебаний был готов отдать жизнь в борьбе за эти высокие идеалы. О писателе Максиме Горьком читайте в статье Екатерины Зверевой.

В этом же номере читатели вспомнят незаслуженно забытое имя русского поэта Сергея Бехтеева, современника Александра Блока и Николая Гумилёва. Творчество его – жемчужина русской поэзии, да и сам он – охранитель русского слова. Находясь в эмиграции, до конца своей жизни он продолжал воспевать Россию:

«В годы кровавых смут и невзгод

Я верю в Россию! - я верю в народ,

Я верю, что годы страданий пройдут,

Что люди своё окаянство поймут».

Ярким, многогранным, всенародно любимым называет кинорежиссёра Эльдара Рязанова Георгий Кричевский в своём очерке. О творческом взлёте кинорежиссёра, о том, как откровенный смех и буффонада в его фильмах сменялась острой социальной сатирой и грустной иронией, читайте в статье «Рыцарь комедии».

У талантливых людей часто бывает множество имён. Рождаются они с одним, выбранным им родителями, с возрастом как-то адаптируют это семейное имя под среду, в которой растут, а будучи взрослыми, выбирают уже что-то своё, отображающее внутреннее состояние… Этот художник стал известен всему миру под именем Леон Бакст, но при рождении у него было другое имя и за жизнь оно менялось несколько раз. О жизни и творчестве художника статья Евгении Гордиенко «Русский художник, любимец Парижа…» в декабрьском номере журнала.

Также в 12-м номере журнала читайте: об удивительной женщине, артистке и певице Евлалии Кадминой, оставившей глубокий след в истории музыкального искусства и литературной жизни России XIX века; интересные факты из истории Русского географического общества; стихи и прозу современных авторов.

Обзор журнала «Смена» № 1, 2024 год

Первый в 2024 году номер журнала открывает историческая рубрика «Неизвестное об известном». «Последний романтик» так называется статья Юрия Осипова о последнем представителе старшей ветви Рюриковичей. Философ-мистик, детский сказочник и композитор-любитель – все это князь Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) – герой статьи, о котором В. Г. Белинский писал: «Имя его гораздо известнее, нежели его сочинения».

В этой же рубрике Алла Зубкова рассказывает о Мольере, которого справедливо называют королем французской драматургии, отцом европейской комедии нового времени. О жизни драматурга, которая не была легкой и почему после смерти враги оклеветали его читайте в статье «Господин сочинитель».

Об истории появления гимнов в царской России, СССР и Российской Федерации, в которой отражаются все вехи истории нашей страны, читатель узнает из статьи Светланы Марлинской «История гимнов России».

О нелегкой жизни советского разведчика-нелегала Бориса Симоновича Прибыткова (1941-2018) сможете прочитать в статье Николая Долгополова «Если приказано уходить». В беседе с друзьями как-то полковник признался, что «Настоящим нелегалом становишься тогда, когда даже сны видишь на чужом, не родном языке. А родину ценишь еще больше, чем до отъезда».

Мимо этой картины трудно пройти… «Странник», созданный кистью Василия Перова в 1870 году, - живой, трагичный, мудрый, нищий, но полный собственного достоинства человек. Эта картина сегодня хранится в Третьяковской галерее. Подробно о судьбе художника, незаконнорожденного сына барона Криденера, узнаете из статьи Ирины Опимах «Василий Перов. «Странник».

Минул век с той поры, как не стало основателя советского государства Владимира Ильича Ленина. В самых разных уголках нашей страны остается довольно много памятников, бюстов, барельефов, мемориальных досок, посвященных Ленину. Но памятник, о котором рассказывается в статье Юрия Прокопчука «Ленин в скалах», особенно удивителен и необычен. Чем? Узнаете, прочитав статью!

Так же в первом номере журнала можно найти еще много интересных статей об известных личностях, острые афоризмы о нашей жизни Ивана Переверзина, поэзию, рассказ-воспоминание победителя журнального конкурса «Куда уходит детство», а также ретро-детектив Натальи Рыжковой «Сумерки богинь».

Обзор журнала «Смена» № 2, 2024 год

Номер открывает статья Ирины Леонтьевой «В.В. Крестовский. Автор одного романа». Благодаря роману «Петербургские трущобы» Всеволод Крестовский (1839-1895) стал в одночасье знаменит. И хотя автора не любила «прогрессивная общественность», зато любили читатели, за романом буквально охотились. Статья приоткрывает завесу тайны над судьбой писателя.

Светлана Марлинская в статье «Драгоценный Глинка» знакомит читателя с жизнью великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804–1857). Его часто называют «Пушкиным от музыки», так как он внес огромный вклад в становление русской оперной школы, как и Пушкин в развитие русской литературы. Их дружба продолжалась до самой смерти поэта. Первые романсы глинки написаны на стихи Александра Сергеевича. Он даже задумал оперу «Руслан и Людмила», чтобы иметь возможность работать с поэтом. Но дуэль и смерть поэта помешала этим планам…

О драме в судьбе русского писателя Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1817-1903) рассказано в статье Александра Ралота «Нераскрытое преступление». Это поистине детективная история. Зимой 1850 года московские газеты пестрили заголовками: «Купчиха-француженка тридцати пяти лет от роду зверски убита в Москве возле известного кладбища». Версию убийства с целью ограбления полиция отмела сразу: золотые серьги с бриллиантами в ушах жертвы остались нетронутыми, как и дорогие кольца на изуродованных руках… Спустя несколько лет после этого убийства была написана трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». Автор ее Александр Сухово-Кобылин и стал главным обвиняемым в процессе по факту смерти убиенной. Стараниями матери он был освобожден из-под ареста, все судебные протоколы и свидетельства таинственным образом исчезли… Чем же закончилась история, читатель узнает, прочитав статью.

Героиня статьи Аллы Зубковой «Повелительница сердец» – единственная и несравненная королева Марго (1553-1615). Уже четыре столетия для всего света она – красота, шарм, утонченность и редкий ум. Супруга короля Франции Генриха IV, сестра трех королей, последняя из династии Валуа, Наваррская вскружила много голов и разбила немало сердец…

О жизни Махатмы Ганди (1869-1948) – индийского политического и общественного деятеля, лидера движения за независимость Индии от Великобритании излагает статья Ивана Берестова «Мохандас Карамчанд Ганди и принципы ненасильственного сопротивления». Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала огромное влияние на движения сторонников мирных перемен. Сильное влияние на формирование мировоззрения Ганди оказало знакомство с трактатом Льва Николаевича Толстого «Царство Божие внутри вас». В переписке Ганди и Толстого прослеживается духовная близость мыслителей. Толстой писал о Ганди «очень он близкий нам, мне человек».

Об интересном событии, произошедшем в Ленинграде на Дворцовой площади 20 июля 1924 года, тогда она носила название площадь Урицкого. Именно на ней была сыграна партия в шахматы, где в роли фигур были живые люди - в роли чёрных были красноармейцы, а в роли белых - краснофлотцы. Брусчатка площади была расчерчена на 64 квадрата, по которым и двигались «фигуры». Фигуры меняли позиции, получая указания от гроссмейстеров, которые и вели партию - Петра Романовского и Ильи Рабиновича. Они, судейская комиссия и ассистенты с рупорами, которые и передавали команды, расположились на дощатых помостах, расположенных рядом. Вокруг поля на трибунах собралось несколько тысяч зрителей… К столетию знаменитой партии «живых шахмат» петербургские власти решили ее повторить. О грядущем вековом юбилее знаменитой игры читайте в статье Инны Битон «Живые шахматы на Дворцовой площади».

В рубрике «Быть может, вы не знаете» читайте статью «Полёт, которого не было» Евгении Гордиенко о легендарном лётчике Валерии Чкалове и его нашумевшем полёте под Троицким мостом Ленинграда. После полёта лётчик был строго наказан. Но так ли было на самом деле, и пролетел ли вообще Чкалов под тем мостом?! Узнаете из статьи.

В журнале можно прочесть также о жизни и киноработах человека-легенды Эмире Кустурицы, о творческой судьбе танцовщика и балетмейстера Михаила Фокина, о работах над ролью актрисы театра и кино Варвары Верховых, чье фото украшает обложку второго номера журнала. А также окончание ретро-детектива Натальи Рыжковой «Сумерки богинь».

Обзор журнала «Смена» № 3, 2024 год

Предлагаем вашему вниманию мартовский номер литературно-художественного журнала «Смена».

Выпуск открывает статья Юрия Осипова «Владимир Высоцкий: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…», которая знакомит читателя с творчеством Владимира Высоцкого – человеком-легендой, культовой фигурой концертно-театральной сцены и киноэкрана 60-х-70-х годов ХХ века. Владимир Семенович синтезировал в своём песенном творчестве разные жанры и элементы. Его бардовские песни необходимо воспринимать как единое художественное целое, включающее в себя текст, музыку, манеру исполнения, тембр голоса. О живом чуде любимых народом песен Владимира Высоцкого предлагает вспомнить автор статьи.

В рубрике «Женские судьбы» читателю откроется непростая судьба Марии Распутиной – дочери того самого последнего царского фаворита. О её непростом жизненном пути читатель узнает из статьи Александра Ралота.

В рубрике «Это интересно» Светлана Марлинская расскажет об удивительной, длинной и одинокой жизни дочери Сталина Светланы Иосифовны. Какой она была? Чем жила? Кого любила? О чём умалчивали официальные биографы?

«Она была вся мятеж и вся весна…», – писал о великой русской актрисе Вере Комиссаржевской Александр Блок. В этом году исполняется 160 лет со дня рождения актрисы. Своей неповторимой игрой она предугадала пути дальнейшего развития русского театра. Всего 16 лет блистал её талант на русской сцене, однако интерес к её новаторскому творчеству сохраняется и в наши дни. Публикация Владимира Братченко «Чайка русской сцены» рассказывает о необычайной судьбе актрисы.

Немалый интерес представляет интервью с народным артистом России Олегом Погудиным, чье фото читатель видит на обложке журнала. «Непростой, но интересный» разговор обещает автор «Смены» Дарья Перчинская. В интервью они обсудили вопросы меняющихся со временем интерпретаций художественных произведений, ведении соцсетей и почему арт-критику необходимо ходить в театр.

Её имя знакомо каждому, кто родился и рос в России в XX и в XXI веке. А если незнакомо имя, то уж песни-то известны абсолютно точно. Мало кто не слышал «Издалека долго течет река Волга…». И если такой человек найдется, ему придется открыть для себя эту огромную величину по имени Людмила Зыкина. О её жизни и творчестве можно узнать в статье Евгении Гордиенко «Мисс Волга».

«Смена» порадует также и знакомством с нашим современником, молодым талантом Алексеем Лимоновым. Пианист, концертмейстер и педагог, лауреат международных конкурсов и фестивалей, выступающий с сольными концертами в России, и за рубежом, он исполняет произведения разных эпох и жанров.

В номере опубликованы также рассказы Светланы Чуфистовой «Дорогами судьбы, или Тайна её светлости», Татьяны Окоменюк «Мальвина», житейская история Леонида Вяземского «Кунцевская», продолжение детектива Натальи Солдатовой «Дурочка из переулочка» и другие.

Обзор журнала «Смена» № 4, 2024 год

Открывает апрельский номер историческая статья «Гений древнерусской живописи», рассказывающая о знаменитом художнике – иконописце Андрее Рублеве.

Он жил в очень тяжелое, неспокойное время, когда разрозненную на враждующие княжества Русь постоянно опустошали татаро-монголы. Среди междоусобных войн, голода и болезней им был создан шедевр – икона «Троица», ставшая символом России.

О творческом наследии первого русского художника, причисленного к лику святых, читайте в статье Надежды Бессоновой.

«Если очень захотеть – можно в космос улететь!» - так иронично мы порой говорим о чем-то совершенно несбыточном и невозможном. Сергей Павлович Королёв в космосе никогда не был, но открыл туда дорогу человечеству. Без его теоретических и практических изысканий и разработок полёт первого человека планеты Земля был бы невозможен.

Этот гениальный ученый-практик на долгие годы обеспечил лидерство Советского Союза на заре практической космонавтики. Об этом знают все. Но не всем известно, что буквально в пяти минутах ходьбы от ВДНХ, за невысоким заборчиком находится двухэтажный особнячок, в котором жил Королёв.

До конца своих дней генеральный конструктор советской ракетной техники был строго засекречен. Жители редких окрестных домов даже не догадывались, что за человек живет у них по соседству. Теперь это здание стало Мемориальным домом-музеем академика Сергея Павловича Королёва.

Григорий Чухрай – выдающийся мастер экрана, советский и российский кинорежиссёр, сценарист. Его фильмы, ставшие классикой, не подвержены разрушительному действию времени. Они остались с нами навсегда, воплотив в себе надежду на счастье и веру в завтрашний день.

О жизни и кинокартинах легендарного режиссёра предлагает вспомнить автор статьи «Григорий Чухрай и его кино» Георгий Кричевский.

Её ученики называли себя «семёновский полк», и совершенно оправданно – эта миниатюрная женщина держала их в самой строгой узде. Никто не позволял себе спорить с ней, а кто пытался – переставал для неё существовать.

Прожившая больше века, она стала легендой балета. Будучи педагогом, Марина Тимофеевна Семёнова вырастила настоящих звезд: Наталию Бессмертнову, Людмилу Семеняка, Надежду Павлову. Последним – и самым любимым учеником и другом стал для неё Николай Цискаридзе. Публикация Евгении Гордиенко «Балерина века» рассказывает о судьбе балерины и педагога, преподававшей до 95 лет.

Актриса Любовь Орлова гордо носила титул советской иконы стиля, любимицы Сталина и супруги гениального кинорежиссера Григория Александрова. О судьбе и карьере талантливой актрисы, которая всю жизнь существовала между мифом и реальностью, читатель узнает из статьи Светланы Марлинской «Легенда советского кино».

Недавно в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина проходила выставка «Образы Испании. Русское искусство XIX – XXI веков». На ней можно было увидеть живопись и графику самых разных художников, среди которых были показаны и работы Михаила Соколова, созданные в сталинском лагере.

Культура чужой, далекой страны, да и само искусство спасали его от отчаяния, от потери себя, от смерти духовной и физической… Об этом расскажет статья Ирины Опимах «Апостол прекрасного – Михаил Соколов».

Рубрика «Замечательные современники» рассказывает о легендарной певице советского и постсоветского пространства, исполнительнице русских народных, фольклорных и духовных песен, романсов и баллад Жанне Бичевской.

Помогает ей в этом непростом пути её супруг, поэт, певец и композитор Геннадий Пономарев. Интервью Дарьи Парчинской с этой творческой парой читайте в статье «Тот, кто служит России, о славе и наградах не думает…».

Так же в апрельском номере журнала окончание детектива Натальи Солдатовой «Дурочка из переулочка».

Обзор журнала «Смена» № 5, 2024 год

Основная тема майского выпуска журнала – это Великая Отечественная война. Статья Евгении Гордиенко «Негромкий метроном блокады» расскажет о живом символе блокады Ленинграда – поэтессе Ольге Берггольц. Поддерживать хоть какое-то подобие жизни в те годы продолжал метроном – символ того, что город не застыл в безвременье. Ольга Берггольц тоже являлась своеобразным метрономом. Она появлялась у микрофона ленинградского радио в прямом эфире почти каждый день, чтобы дарить ленинградцам надежду. Сложно представить, как много значил её голос для жителей города. А читать её строки без содрогания невозможно даже сейчас, по прошествии 80 лет:

«Мы съели хлеб, что был отложен на день.

В один платок закутались вдвоём,

И тихо-тихо стало в Ленинграде,

Один, стуча, трудился метроном…»

В статье Юрия Прокопчука «Летчик-дальтоник» читатель познакомится с историей легендарного советского летчика, дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова (1920-1990). На вопрос комиссии, как он собирается летать в небе в экстремальных условиях боевых действий будучи дальтоником, он ответил просто: «Я отличаю свои самолеты от вражеских. Этого вполне достаточно». За годы войны лечик совершил 450 боевых вылетов, проведя 122 воздушных боя. Цветовая слепота не помешала Речкалову стать одним из лучших военных пилотов, которого называли грозой Люфтваффе.

Представляет интерес и статья «Антифашистский кульбит гитлеровского фельдмаршала» о судьбе Фридриха Вильгельма Паулюса, одного из главных стратегов не реализовавшегося фашистского плана «Барбаросса». Он был единственным фельдмаршалом Третьего Рейха, сдавшегося вместе со своей стотысячной армией в плен на полях Сталинграда. Как, спустя год после пленения, Паулюс стал во главе антифашистского движения, читайте в статье Дмитрия Зелова.

На страницах журнала читатель проследит вместе с автором статьи весь творческий путь Александра Твардовского в статье Юрия Осипова «Дорога дальняя моя…». Бессмертный «Василий Теркин» наряду с другими поэмами вписал имя Твардовского в золотой фонд советской литературы.

Также читателей ждут истории о наших ярких современниках, в числе которых интервью со звездой баскетбола, мамой двух детей и бизнесвумен Еленой Бегловой. Как спортсменка добилась таких профессиональных побед – в интервью журналу «Смена».

Обзор журнала «Смена» № 6, 2024 год

Открывает номер первого летнего месяца рубрика «Неизвестное об известном». Статья Светланы Марлинской расскажет читателю о русском поэте и полководце Денисе Васильевиче Давыдове. Еще в детстве он познакомился с будущим генералиссимусом Александром Суворовым, под командованием которого служил его отец. Когда мальчику было 9 лет, Суворов приехал в гости в имение Давыдовых. Оглядев Дениса, прославленный полководец заметил: «Этот удалый будет военным, я не умру, а он уже три сражения выиграет…». Именно благодаря Денису Давыдову мы получили развернутое описание партизанской борьбы во время Отечественной войны 1812 года и самоотверженных действий многих реальных участников тех событий. Денис Давыдов со своим отрядом появлялся в самых опасных местах, а о храбрости его «эскадрона гусар летучих» в народе ходили легенды... О бравом гусаре, герое и поэте читайте в статье «Вознесенный судьбой».

О творческом пути современника Дениса Давыдова поведает Александр Ралот в статье «Графская крепостная». Талантливый русский художник Василий Андреевич Тропинин до 47 лет был крепостным графа Ираклия Моркова. Из материалов статьи читатель узнает историю любви художника и вольной девушки Аннушки, которая, выйдя замуж за Тропинина, тоже стала крепостной. И хотя Василий со временем получил вольную, граф категорически отказывался дать ее супруге Анне. Только через много лет благодаря увещеваниям высшей знати Москвы и Петербурга граф соизволил подписать вольную жене и сыну Тропинина Арсению, который пошел по стопам отца и тоже стал художником.

В рубрике «Шедевры» автор раскрывает тайны творчества французского живописца Жака-Луи Давида. В течение многих лет он был официальным художником французского двора и Наполеона Бонапарта. Художник использовал свой талант для революционных идей и восхваления ценностей патриотизма и демократии. Его картина «Портрет Антуана Лорана Лавуазье и его жены», написанная в 1788 году, накануне Великой французской революции - одна из лучших в портретной галерее, созданной замечательным художником. У картины оказалась непростая судьба, как, впрочем, и у ее персонажей. Совсем недавно было обнаружено, что она скрывает тайны - тайны времени и тайны творчества великого живописца... Об узнаете, прочитав статью Ирины Опимах.

О судьбе великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена расскажет Алла Зубкова в статье «Сказочник». Он был слабым поэтом, посредственным романистом и драматургом, но полагал, что именно эти жанры принесут ему славу. Сказки казались ему чистым развлечением, милыми пустяками, не имеющими особой литературной ценности. По иронии судьбы, именно они сделали его имя бессмертным…

В рубрике «Звезды не гаснут» Евгения Гордиенко вспоминает прекрасного самобытного актера Ефима Копеляна. «Меня сделал Товстоногов», – признавался Копелян. – «До сорока моих лет считалось, что у меня нет ни внешности, ни голоса, ни темперамента. И вдруг все это откуда-то нашлось!». Товстоногов, блистательный театральный режиссер и педагог, безошибочно увидел особый свет лицедейства в актере. Когда Георгий Товстоногов узнал о смерти артиста, он сказал: «Из театра ушла совесть…». Об этом читайте в статье «Ефим Копелян - на сцене, в кадре и за кадром».

Из интервью журналистки Дарьи Парчинской с Сосо Павлиашвили в рубрике «Замечательные современники» читатели узнают о творческой карьере певца и композитора. Павлиашвили рассказывает о музыке и искусстве в целом, о своей семье, о непростых путях для музыканта. На обложке журнала представлена фотография певца и его слова: «Мои главные творческие планы – по возможности делать этот мир лучше!».

Помимо статей, о которых рассказано, вниманию читателей представлены и другие интересные публикации.