Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
О чтении детям вслух
Большинство родителей читают своим детям вслух. Рекомендация делать это звучит от каждого педиатра, педагога, психолога и просто доброго человека. Считается, что чтение книг ребенку это самый минимальный минимум, который родители могут дать, чтобы он вырос успешным человеком. Потому что чтение развивает мышление, эмпатию, словарный запас, кругозор и так далее…
Но большинство читающих вслух родителей делают это не для развития речевых навыков и не для расширения кругозора. А для того, чтобы ребенок, например, побыстрее уснул (ведь обычно чтение вслух приходится на вечер), и еще для того, чтобы было что записать в читательский дневник для отчетности в школу.
Никто за это не осуждает родителей, ведь ситуации бывают разные - надо, например, успокоить ребенка с СДВГ, помочь уснуть беспокойному малышу после стресса и так далее. В этих случаях монотонное невыразительно чтение оправданно. Но если вы хотите, чтобы у ребенка остался яркий след в душе от прочитанной книги, чтобы глаза его не смыкались до последней строчки, а в душе прорастали философские мысли, то читать книгу безучастным голосом — преступление!
Нейробиологи говорят, что каждый вечер родители теряют невероятный шанс развить в ребенке эмпатию, а также проработать правильные поведенческие сценарии, используя для этого конфликтные ситуации из книг. Попробуйте в следующий раз, когда читаете историю, остановиться на самом интересном месте, где герою предстоит сделать выбор или принять решение, и спросите у ребенка: «А как бы поступил ты?». Рефлексия - мощный инструмент для глубокого обучения и самопознания. А еще ребенок уже не забудет книгу, в пространство которой был вовлечен таким образом, встал на место героя, попытался понять его чувства и мотивы.
Исследования показывают, что вовлеченность ребенка во время чтения напрямую влияет на понимание и запоминание сюжета. Если вы хотите, чтобы ребенок помнил книгу еще долго после того, как вы ее закроете, постарайтесь вызвать у него эмоции к героям, понимание и сопереживание. Этого достичь совсем несложно:
- во время чтения не стесняйтесь проявлять мимику, свойственную тому или иному персонажу в зависимости от ситуации, в которой он оказался,
- делайте драматические паузы, вскрикивайте, всплакивайте, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства. Просто представьте себя внутри книги на месте главного героя, и все у вас получится
- захотите плакать - плачьте
- периодически отвлекайтесь от повествования, чтобы продолжить жить им в реальном моменте. Восклицайте: «Ну как же так! Почему он это сделал? Зачем же он туда пошел? Бедный мальчик, почему же ему так не везет! Что же сейчас будет?…»
- в обсуждение моментов «что же сейчас будет?» вовлекайте ребенка, пусть он делает предположения (у нас есть на эту тему хороший материал «Как улучшить у детей понимание прочитанного. Метод предсказания»)
Активное слушание в отличие от пассивного в буквальном смысле заставляет мозг работать: активизируется синаптическая пластичность, которая усиливает связь нейронов. А синаптическая пластичность это основной механизм, который заставляет работать память, способствует обучению и развитию эмпатии.
В последнее время очень много стали говорить об эмпатии, об эмоциональном интеллекте, и это действительно важно для наших детей. Не думайте про эмпатию лишь как про способность понимать чувства других и все. В долгосрочной перспективе развитая эмпатия дает человеку много «плюшек» от жизни: эмпатичные люди более удовлетворены жизнью, более счастливы, у них лучше складываются отношения в семье и на работе, среди эмпатов меньший процент разводов… Ради развития такой суперсилы в своих детях, пожалуй, стоит посвятить чтению вслух чуть больше времени по вечерам и научиться делать это более «профессионально».
Материал подготовлен Настей Морозовой на основе советов Эрин Клейбоу, профессиора нейробиологии, опубликованных в журнале Psychology Today
26.01.2020, 872 просмотра.