Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Библиотеки после пандемии

Как и многие люди по всему миру, находясь на карантине, я много думаю о будущем. Как будет выглядеть наш мир, когда мы, наконец, преодолеем этот кризис коронавируса? Как и все, я с нетерпением жду возвращения к нормальной жизни. Однако нет сомнений, что мы войдём в некий новый «нормальный» режим. И он существенно отразится на многих организациях и учреждениях, включая публичные библиотеки.

Ранее я писала о беспрецедентном закрытии библиотек по всей стране после пандемии. Во времена кризиса, значимость публичных библиотек редко ставится под сомнение  вспомните публичную библиотеку Нового Орлеана после урагана «Катрина» или Муниципальную публичную библиотеку Фергюсона во время беспорядков. Но этот кризис и, в частности, социальное дистанцирование, необходимое для его преодоления, бьёт по самому фундаменту, на котором основана современная библиотека. Время идёт, и я всё больше беспокоюсь о том, как библиотеки будут восстанавливать свою работу после этих вынужденных закрытий.

Во-первых, подозреваю, что многие начнут особо задумываться об условиях хранения фондов и обращения с физическими коллекциями, включая собственно книжные. Разумно предположить, что люди выйдут после пандемии с опасениями, связанными с распространением микробов и вирусов. Сколько наших пользователей начнёт сомневаться: безопасно ли брать книги и другие материальные носители информации в библиотеке?

Отдельный вопрос касается наших зданий и пространств. Открытый доступ для всех долгое время был незыблемой библиотечной ценностью. Публичные библиотеки выживали, развивались, овладевали цифровыми технологиями и даже преуспели в изменении своего пространства, сделав его более открытым и функциональным. Что позволило предложить аудитории ещё больше всевозможных мероприятий и программ. Но сможем ли мы сохранить всё это в эпоху социального дистанцирования? К примеру, нужно ли библиотекам предоставлять своим пользователям перчатки для работы за компьютерами в залах? Захотят ли родители как раньше приводить детей на библиотечные мероприятия? Останется ли библиотека местом встреч и общения людей старшего возраста?

Пожалуй, больше всего меня волнует то, как этот кризис отразится на взаимоотношениях библиотек и издательств. Как библиотекам удастся сохранить лидирующую позицию в деле продвижения новых книг и новых авторов среди своих пользователей, учитывая временное закрытие самих учреждений и увольнение целого ряда сотрудников? Многие библиотекари ушли в онлайн-режим работы. Однако им всё труднее узнавать о новых книгах и авторах: запланированные туры писателей по библиотекам страны отменены, да и далеко не все библиотечные сайты обновляются достаточно оперативно.

На продвижение новых книг и новых имён также негативно повлияет отмена ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (ALA) и главной ежегодной книжной выставки BookExpo America. Эти профессиональные мероприятия стали главной возможностью для издателей пообщаться с заинтересованными библиотекарями. А именно такое взаимодействие (через последующие книжные презентации, активное продвижение в социальных сетях, онлайн-обзоры и встречи с авторами в библиотеках по всей стране) стимулировало продажи и обеспечивало той или иной книге статус бестселлера.

Что касается коллекций, то на время вынужденного закрытия многие библиотеки приостановили закупку печатных изданий. Это может иметь серьёзные последствия в будущем. Смогут ли потом библиотеки приобрести для своих фондов копии печатных книг, изданных во время кризиса? Конечно, без необходимых логистических схем некоторые названия могут так и не появиться в каталогах.

Предсказуемо, но факт: электронные книги, аудиоконтент и другие услуги потоковой передачи информации стали просто необходимы в период нынешнего кризиса. Один из крупнейших дистрибьюторов е-книг, аудиокниг и музыки в США OverDrive сообщил о росте числа библиотек, предлагающих мгновенные библиотечные карточки, и о значительном увеличении количества взятых книг. В последнюю неделю марта, после того как по всей стране была объявлена самоизоляция, рекордные 250 000 читателей установили приложение Libby от OverDrive.

Такой показательный рост  не только отличная новость, но и замечательная возможность для библиотек, годами пытающихся продвинуть свои цифровые коллекции. Тем не менее рынок цифровых библиотек и в лучшие времена был нестабилен, отмечен высокими ценами, лимитами на использование книг и другими ограничениями. Этот внезапный переход к цифровым технологиям влечёт за собой целый ряд потенциальных проблем, не в последнюю очередь связанных с тем, что увеличение цифрового пользования автоматически не сопровождается дополнительной поддержкой бюджетов публичных библиотек. И, конечно же, такие услуги не доступны пользователям без устойчивого подключения к мобильной связи и интернету.

Помимо стоимости и ограниченного доступа, этот новый способ функционирования может также повлиять на отношения библиотеки с местным сообществом. Что, если читатели начнут больше идентифицировать себя с брендом, предоставляющим им услуги, например, с приложением Libby, а не с местной публичной библиотекой?

Переход к цифровым технологиям также может размыть границы систем публичных библиотек. В конце концов, если вы получаете электронные книги и прочий цифровой контент через приложение, какое имеет значение, где вы живёте? Может ли подобный внезапный спрос на электронные ресурсы вдохновить библиотеки на объединение усилий и средств для разработки коллекций в целях обеспечить широкий доступ к ресурсам и сократить время ожидания на их получение? Такого рода вопросы могут ещё больше осложнить и без того напряжённые отношения между библиотечным и издательским сообществами.

Пока отдельные библиотеки (и библиотекари) противостоят сложностям, связанным с пандемией, Американская библиотечная ассоциация решает свои проблемы с масштабной реорганизацией и серьёзным дефицитом денежных средств. Но какие бы организационные изменения не последовали, когда мы выйдем из этого кризиса, ALA должна сыграть решающую роль в поддержке американских библиотек.

Например, оказать всеобъемлющую поддержку распространению универсальной широкополосной связи. Как бы то ни было, кризис COVID-19 обнажил необходимость рассматривать интернет как жизненно важную услугу. Онлайн-образование также должно стать новым объединяющим фактором для библиотечных специалистов. Библиотекари нужны для того, чтобы курировать, фильтровать и предоставлять контент, а также оказывать поддержку учащимся всех возрастов в школе, дома и в различных сообществах. Вскоре мы должны заняться вопросом равного общественного доступа к контенту, к разным провайдерам, ко всему, что доступно библиотекам. Эти реальные и давно ожидаемые действия должны возглавлять повестку дня Американской библиотечной ассоциации.

Некоторые обозреватели назвали этот кризис «Великой паузой». Но я убеждена, что сейчас нельзя делать паузу. Библиотекари не могут сидеть сложа руки и ждать, когда двери их библиотек снова откроются. Мы должны использовать это время, чтобы задуматься о том, как публичные библиотеки будут функционировать в обществе, которое непременно изменится в ближайшем будущем и может измениться навсегда.

 

Источник: gazetargub.ru


07.06.2020, 911 просмотров.