Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Искусство увлекательного разговора: кто такие эксплейнеры и чем они занимаются
«Задача эксплейнера — найти такую стартовую точку, чтобы начать разговор даже о незнакомом вам научном явлении».
Эксплейнеры — новая профессия в наших научных музеях: они вовлекают посетителей в разговор о науке, основываясь на интересах, знаниях и эмоциях своей аудитории. В Европе большие музеи уже запустили программы для обучения эксплейнеров, а теперь такая возможность есть и в Москве. До 12 октября все желающие могут подать заявку в бесплатную Школу эксплейнеров от Политехнического музея, где о профессии расскажут научные журналисты и коммуникаторы, а также спикеры из института «Стрелка», ИКРЫ, GeekBrains и НИУ ВШЭ. «Цех» поговорил с преподавателем Школы и руководителем центра методик и научной коммуникации «Политеха» Ильей Венявкиным о том, как находить подход к самой разной аудитории и интересно рассказывать про науку.
Это творческая профессия, которая во многом похожа на искусство увлекательного разговора. Задача Школы эксплейнеров — научить проектировать такие разговоры, чтобы интересно было двум сторонам.
Как и где учиться
Карьерный рост
Во всем мире эксплейнеры существуют уже давно: они есть, например, в Музее науки в Лондоне, в центре «Коперник» в Варшаве, в Эксплораториуме (Интерактивный научный музей — Прим. «Цеха») в Сан-Франциско. Большие научные музеи заинтересованы в том, чтобы эксплейнеров становилось больше, поэтому создают открытые программы. Мы в Политехе тоже создали свою Школу: она продлится восемь недель и будет состоять из нескольких блоков.
Участники познакомятся с дизайном образовательного опыта, основами коммуникации и решения конфликтов, сервис-дизайном и научным сторителлингом — научатся рассказывать сложное содержание интересно, но без потери фактической достоверности. Еще один блок будет посвящен базовой фасилитации: мы научимся работать с группами, вовлекать людей в разговор и выстраивать общение через вопросы. Находить подход к самой разной аудитории — это сложный навык. Такое обучение требует большой практики, и мы надеемся, самое важное случится, когда наши эксплейнеры попадут в экспозицию, начнут практиковаться и разговаривать с реальными людьми.
Прийти в школу может любой желающий, у нас нет формальных ограничений. Но чтобы работать эксплейнером в Политехе, вам, как минимум, должны быть интересны наука и люди. В Европе, где уже давно обучают эксплейнеров, ведутся споры о том, что важнее — хороший научный бэкграунд или коммуникативные навыки? Но на самом деле выбрать практически невозможно, с каждым эксплейнером все решается индивидуально.
Эксплейнер — стартовая музейная позиция, но она воплощает в себе ключевую миссию — научное просвещение. Эксплейнер может вырасти в продюсера, обучать других людей, руководить командой. Он может развивать содержательную деятельность в музее — отвечать за публичные программы и образовательные продукты, продолжая делать научное знание более интересным и доступным.
Что касается трудоустройства, есть две модели: эксплейнеры в штате и на частичной занятости. Неполная занятость, подойдет студентам, увлеченным наукой или исследователям. В этом случае вы приходите в музей на несколько часов в день и работаете в зале, который связан с вашими научными интересами.
Источник: https://zeh.media/praktika/professiya/9740536-professiya-ekspleyner17.10.2020, 705 просмотров.