Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Профориентация по-английски. Как выбирают профессию за рубежом.
8 компонентов британской системы профориентации
Британские исследователи проанализировали лучшие примеры в области школьной профориентации в 6 странах и разработали рекомендации для средней школы, которые помогают каждому учащемуся в профессиональном самоопределении. Что такое "хорошо" в профориентации?
If young people and their families know more about the rich range of careers open to people with the right qualifications,
they will have a clearer idea of the routes to better jobs.
John Holman, University of York, April 2014
Необходимость профориентации для государства очевидна. Система бесплатного среднего и высшего образования становится невыгодной для государства, если учащиеся неосознанно выбирают направление образования и не доводят образовательные курсы до завершения. Голландские исследователи посчитали, что на недоучившихся студентах Нидерланды теряют примерно 5,7 млрд евро в год.
Каждая развитая страна по-своему решает проблему профориентации учащихся. В Великобритании было проведено масштабное исследование в сфере профориентации (career guidance) учащихся старшей школы, результаты которого были опубликованы в виде отчета в 2014 году.
Целью исследования, которое финансировал благотворительный фонд "Gatsby", было предложить возможные улучшения системы профориентации в стране. Для его реализации авторы посетили шесть стран - Нидерланды, Германию, Гонконг, Финляндию, Канаду, Ирландию, - а также 5 независимых школ в Великобритании. Они работали с учебными заведения, чьи выпускники показывали высокие результаты в обучении и дальнейшем трудоустройстве. Кроме обобщения литературы в области профессионального самоопределения, исследователи много внимания уделили общению с учителями, учениками, школьными психологами, представителями министерства образования этих стран. В результате они выработали 8 критериев, которые позволяют измерять качество профориентации в школе и которые являются руководством в области профориентирования для школ, колледжей и министерства образования.
Что такое "хорошо" для построения системной профориентации в Великобритании
1. Единая, понятная и стабильная программа профориентации. Каждая школа и колледж региона должны сформировать и применять определенную программу профориентации и карьерного образования. Программа должна быть известна и понятна ученикам, родителям, учителям, губернаторам, работодателям. По мнению авторов исследования, наибольшую роль в формировании программы должно иметь само учебное заведение, так как школа лучше понимает потребности своих учащихся.
2. Актуальная информация о рынке труда. Каждый ученик и его родители должны иметь доступ к качественной информации о будущих вариантах обучения и возможностях рынка труда. Чтобы почерпнуть знания о современных профессиях и вакансиях и использовать их эффективно, учащийся должен иметь доступ к специализированному профориентационному интернет-ресурсу и иметь возможность получить эту информацию от специалиста-консультанта.
3. Удовлетворение персональных потребностей. Каждый учащийся имеет различные потребности в профориентации в зависимости от возраста и его индивидуальных качеств. Профориентационная поддержка должна быть адаптирована и донесена до каждого. Программа должна сочетать равенство и разнообразие - для всех и при этом для каждого.
4. Связь обучения и будущей профессиональной деятельности. Преподаватель каждого предмета должен ясно показывать учащимся перспективы обучения и его пользу для будущей профессии. Так, учителя математики должны на уроках говорить о самых разных специальностях, в которых пригодятся знания по его предмету. Математика необходима специалистам в области аналитики, экономики, лингвистики, социологии, IT и других сферах, а также в повседневной жизни.
5. Встречи с работодателями и сотрудниками предприятий. Каждый учащийся должен иметь возможность получать профессиональные навыки, знания о работе напрямую от профессионалов. В учебном плане необходимо выделять время для экскурсий на предприятия, лекций специалистов и других видов деятельности, которые расширяют представление о профессиях, например, разработки проектов или работы с наставником.
6. Профессиональные пробы – опыт на рабочем месте. Каждый ученик должен получать опыт работы непосредственно на рабочем месте. Чтобы помочь в профессиональном самоопределении школа или колледж должны предоставить учащемуся возможность поработать в выбранной организации и/или понаблюдать за работой достаточно долгий период. Таким образом, учащийся не толькопробует профессию на практике, но и изучает возможности построения карьеры в данном направлении и заводит профессиональные знакомства.
7. Встречи с представителями профессиональных и высших учебных заведений. Учащимся важно понимать не только профессиональные, но образовательные возможности. Академическое образование, профессиональные школы, колледжи, университет, повышение квалификации, дополнительные курсы – то есть все пути получения интересующих профессий.
8. Индивидуальная профориентация и наставничество. У учащегося должна быть возможность поговорить с профконсультантом (школьным или сторонним специалистом). Особенно актуальна возможность поговорить с консультантом в моменты, когда предстоит выбор направления обучения. Общение с профконсультантом должно быть доступно для всех учащихся, но уделять время специалист должен индивидуально каждому ребенку.
На момент исследования, как говорит один из авторов Джон Холман, ни одна из английских школ не удовлетворяла полностью всем этим требованиям, максимум 5 из 8 рекомендаций.
В рамках исследования авторы выработали ряд мер, которые помогают усовершенствовать систему профориентации, создали учебный план, включающий профориентационную работу, рассчитали финансирование, необходимое для реализации профориентационной программы в каждом учебном заведении. Для Великобритании это 54 тыс. фунтов в первый год программы и 44 тыс. в последующие, что составляет менее 1% от годового бюджета стандартной региональной школы.
По мнению исследователей, в современное британской системе профориентации не хватает тесного взаимодействия между школой и работодателями. Работодатель, в отличие от школы, имеет представление о реальных рабочих процессах, профессиональных навыках и компетенциях, востребованных на рабочем месте и может донести свои знания до учащихся при плодотворном сотрудничестве со школой.
Проанализировав компоненты успешной, с точки зрения британских исследователей, профориентационной системы, можно сказать, что в такой системе профориентации нет ни национальных ограничений, ни невыполнимых рекомендаций. При желании ее можно применить в каждой стране, в каждой школе или колледже.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"
20.11.2020, 683 просмотра.