Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
Зачем нам эмоции? Можем ли мы управлять своим настроением? Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Делимся интересными фактами из наших книг.
Эмоциональный интеллект — путь к успеху
По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. Конечно, это не единственное условие, необходимое для процветания. Однако способность считывать свои эмоции, управлять ими и угадывать чувства других людей повышает наши шансы достичь вершин в личной и профессиональной жизни.
Исследования показывают, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, выгодно отличаются от остальных. В мире бизнеса они лучше других работают с жалобами клиентов и улаживают конфликты, а в долгосрочной перспективе — устанавливают прочные и позитивные отношения с окружающими.
Эмоциональный интеллект можно развивать
Эмоциональный интеллект можно развивать и совершенствовать в любом возрасте. Для этого необходимо прорабатывать каждую из пяти его составляющих.
1. Самосознание. Осознание своих эмоций, сильных и слабых сторон, мотивов, ценностей и целей и их влияния на окружающих.
2. Управление своим поведением. Контроль или перенаправление разрушительных эмоций и порывов.
3. Мотивация. Стремление к достижениям ради самих достижений; желание самосовершенствоваться, работать и ставить перед собой трудные задачи.
4. Эмпатия. Внимание к чувствам других людей.
5. Социальные навыки. Направление отношений в нужное русло.
Начинать надо с компонентов, связанных с внутренним миром. Например, невозможно научиться влиять на других людей, не повысив сначала уровень самосознания и самоконтроля.
Эмоции — это система навигации
Нам часто советуют бороться со своими эмоциями, но это неправильно. В сильных проявлениях чувств нет ничего плохого. Это своего рода опознавательные знаки, с помощью которых люди общаются и лучше понимают себя.
Эмоции не бывают плохими или хорошими, полезными или вредными. Они просто есть. Это заложенная в нас система навигации, и она лучше работает, если не сопротивляться ей.
Воспринимайте свои переживания как указание на то, что нуждается в улучшении. Задумайтесь: какова функция вашей эмоции? О чем она говорит? Какой подает сигнал? Что вас на самом деле тревожит? Чего вы боитесь? Чем вызваны гнев или печаль?
Эмоции могут преподать ценный урок. Они позволяют понять, что для вас действительно важно и как этого достичь. Управлять ими означает не искоренять их, а эффективно использовать, не давая им контролировать ваше поведение.
Тело не лжет
Представьте, что вы идете по темной улице в опасном районе около двух часов ночи. Внезапно кто-то выскакивает из переулка и бежит в вашу сторону. Какую эмоцию вы испытаете? В большинстве случаев это будет страх, вызывающий немедленную физиологическую реакцию: сердце заколотится быстрее, во рту пересохнет, дыхание участится или станет прерывистым, тело задрожит, зрачки расширятся, на теле выступит пот, а в крови подскочит уровень сахара.
Наш организм моментально отзывается на эмоциональное состояние изменением пульса и другими реакциями. Поэтому один из самых надежных способов распознать собственные эмоции — прислушаться к своему телу. Участилось ли сердцебиение? Появилась ли сухость во рту? Сбилось дыхание? Вспотели ладони? Вы должны научиться наблюдать за этими физическими индикаторами.
Чем в большей гармонии вы находитесь со своими физическими реакциями, тем лучше сможете понять свои эмоции. Тело не лжет. Его реакции — ценный источник информации о чувствах.
У эмоций много оттенков
Подрезавшая вас машина может вызвать у вас либо слабую досаду, либо бешенство. На работе вы можете испытывать не только гнев, но и, например, разочарование в выбранной профессии или тревогу за свою дальнейшую карьеру. Злитесь вы или раздражены, охвачены тоской или только приуныли, ликуете или вам всего лишь приятно? Такие оттенки важно уметь различать.
Чтобы стать более проницательным, подумайте о том, что значит для вас каждое слово в списке ниже. Представьте себя во власти каждой из этих эмоций. Видите ли вы разницу (большую или незначительную) в своих поступках в зависимости от того, что чувствуете?
Наблюдая за собой, вы постепенно научитесь точно определять эмоции и степень их выраженности, а также события, которые их вызывают.
Когда эмоции начинают управлять вашим поведением, вы должны вспомнить о своих ценностях и целях
Вы можете свести к минимуму нежелательные реакции, если в процессе взаимодействия с другими людьми будете держать в уме важные для вас результаты и ценности.
Предположим, вам предстоит указать подчиненному на недостатки в работе. Вас тревожит предстоящий разговор, и вы его постоянно откладываете. Анализируя свои эмоции, вы осознаете, что ваша нерешительность вызвана глубинной ценностью — стремлением к справедливости. Это хороший сотрудник, и вы боитесь незаслуженно его обидеть. Так проводить с ним беседу или нет?
Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха, а значит, решиться на разговор справедливее по отношению к работнику, чем идти на поводу у своей тревоги. После этого небольшого анализа вы сбросите оковы сиюминутных эмоций и сделаете правильный выбор.
Другой пример. Допустим, для вас ценны две вещи. Во-первых, вы убеждены, что нельзя бить детей, во-вторых, что никого нельзя унижать, особенно прилюдно. Итак, вы идете по улице с двухлетним ребенком. Вы не держите его за руку, и внезапно он выбегает на проезжую часть прямо под колеса грузовика.
В последний момент вы успеваете схватить его в охапку, уносите в безопасное место и там начинаете трясти его и кричать на всю улицу: «Ты что, дурак?!» Учитывая ваши ценности, возможен ли такой сценарий? Вполне. Потому что вы испытали эмоцию (ужас) огромной силы, видя, что ваш ребенок несется в объятия смерти.
В вышеприведенном примере вы не хотели бить или унижать ребенка. Просто эмоции взяли верх над вашими ценностями и целями.
Можно ли было спасти ребенка от опасности, не предавая свои ценности? Без сомнения, да. Можно было точно так же схватить его, но обнять и объяснить, как сильно вы испугались и что он ни в коем случае не должен больше так делать, то есть дать выход своим чувствам, но не противоречить своим идеалам. В этом и состоит суть эмоционального интеллекта.
Вы способны культивировать и менять свои эмоции
Благодаря рациональному мышлению вы можете менять свои установки, перенаправлять мысли и убеждения, тем самым культивируя одни эмоции и уменьшая влияние других.
Например, в конце дня вы понимаете, что еще не все дела закончены. В этом случае можно легко убедить себя в том, что сегодня работа была полностью неэффективна. Это громко и отчетливо звучит голос Критика. Если вы разрешите ему доминировать, он сообщит вам, что все ваши сотрудники совершенно некомпетентны и даром едят свой хлеб. Все их недостатки внезапно выплывут на поверхность.
Однако если вы взглянете на ситуацию с юмором и прислушаетесь к другим голосам, то обнаружите, что слова вашего внутреннего критика — полная чушь.
Нет, это не значит, что вы должны снизить требования и выдавать низкую эффективность за триумф. Вместо этого постарайтесь разумно и объективно подойти к оценке ситуации. Прислушайтесь к некоторым другим голосам. Например, голос Позитивизма может рассказать вам, что ваши сотрудники делают правильно. Голос Благодарности сообщит, за какие достижения вы должны быть им признательны. Не бывает лишним также обратиться к голосу Изобилия, чтобы увидеть, как много у вас работы и как это здорово!
Управление внутренним диалогом и сознательный выбор тех голосов, которые лучше всего служат нашим целям, — очень мощный инструмент развития эмоционального интеллекта.
Эмпатия — ключ к плодотворным личным и профессиональным отношениям
Эмпатия — важнейшая составляющая эмоционального интеллекта. Она необходима для общения с сотрудниками, клиентами и большинством представителей человечества. И она окупается с лихвой. Если вы стремитесь к пониманию окружающих, то они чувствуют, что их уважают и ценят, и, в свою очередь, отвечают взаимностью.
На работе отсутствие эмпатии грозит потерей прибыли и возможностей. Разгневанные клиенты, не получив от вас должного внимания и помощи, уходят в компании-конкуренты. Более того, они рассказывают другим людям о том, что с вами не стоит иметь никаких дел. Слова «никакого понимания» напрямую присутствуют во многих негативных отзывах.
Недостаток эмпатии порождает и массу этических проблем внутри организации. В коллективах, где руководители не стремятся выслушать своих подчиненных и понять их точку зрения, часто наблюдается текучка кадров. Это сказывается и на общей атмосфере.
Важно понимать, что умение слушать — это еще далеко не сама эмпатия, как иногда ошибочно считают. Есть много людей, которые прекрасно слушают — исключительно чтобы раскритиковать, высказать неодобрение или выставить себя в лучшем свете.
Эмпатия же возникает, когда слушание переходит в понимание (необязательно согласие), умение представить себя на месте говорящего, полностью погрузиться в чувства другого человека, возможно, имеющего иные убеждения и ценности, в то же время оставаясь самим собой.
Проявлять эмпатию — значит учитывать, что наш взгляд на ситуацию может измениться. Отбросить свои предрассудки и слушать то, что на самом деле говорит человек, — один из самых эффективных путей к здоровым отношениям.
По материалам книг: Адель Линн «Сила эмоциональоного интеллекта», HBR Guide «Эмоциональный интеллект», Эдгар Шейн «Помощь».
Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2019/02/04/8-faktov-ob-emociyax-i-emocionalnom-intellekte/
08.12.2020, 889 просмотров.