Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад

Что нужно современному подростку
Не так давно специалисты ЦТР "Гумманитарные технологии" опрос среди родителей - какие качества, по их мнению, нужны подростку, чтобы учиться и стать успешным в профессии, да и в жизни. Делимся результатами и наблюдениями, почему те или другие навыки и качества родители считают важнейшими.
Вопрос 1. Какие качества необходимы современному подростку?
84% родителей посчитали, что подростку необходима, в первую очередь, самоорганизация, то есть, умение расставить приоритеты в жизни, умение планировать, тайм-менеджмент. Да и убираться в комнате неплохо бы.
Чуть меньше (75.5%) родителей проголосовали за такое важное качество, как умение общаться, то есть, коммуникативные навыки. К слову, это одно из самых важных soft skills и для взрослых - умение говорить и слушать собеседника, умение договариваться. О его популярности даже говорить бессмысленно.
И на третьем месте по важности, с точки зрения родителей, эмоциональная регуляция: подростку необходимо научиться обуздывать свои эмоции.
Мы спросили наших психологов, специалистов по подростковой психологии, почему тройка лидеров распределилась именно так? И почему интеллектуальные качества подростка оказались только на 4-м месте.
Кирилл Кузнецов, кандидат психологических наук, руководитель отдела профориентации.
Первый вопрос лидирует не случайно. Навык самоорганизации как критически значимый отмечают многие психологи. Причем, отмечают его специалисты довольно давно, а период пандемии с массовым переходом на удаленку еще больше усугубил ситуацию. Мы сегодня находимся под беспрецедентным гнетом отвлекающих факторов. Например, телефон, который постоянно жужжит приходящими сообщениями (появились даже специальные коробки, которые закрывают доступ к смартфону на заданное время), соцсети, которые просто невозможно не проверить, электронная почта, которую начинаешь проверять и уже забыл, что хотел сделать, мессенджеры и так далее. В регламентируемой ситуации, например, в классе, где нельзя пользоваться смартфоном, есть учитель как внешний контролер. А вот если он пропадает, то школьнику становится сложно сосредоточиться и просто закончить начатое дело. Такая проблема есть, конечно, и у взрослых.
Вопрос 2. Что вашему ребенку точно пригодится в будущем?
В ответах на второй вопрос тайм-менеджмент тоже вышел на первые места: и расставлять приоритеты, и планировать - это компоненты управления таким ресурсом, как время. Особенно интересно то, что на третьем месте по важности - умение справляться со стрессом. Вероятно, родители считают, что и во взрослой жизни, и в школьном обучении есть много моментов давления на человека. Умение не сломаться и противостоять психологическому давлению крайне важно для человека.
Вячеслав Высоцкий, профориентолог, кандидат психологических наук.
В развитии детей главной целью родителей становится воспитание ответственного, успешного и в какой-то степени независимого человека. Родителю хочется, чтобы ребенок умел принимать решения и в какой-то момент смог жить отдельной жизнью, поэтому так важно научиться тайм-менеджменту, самоорганизации и умению справиться с внешним давлением. И мы видим, что все интеллектуальные компетенции оказываются менее важными, чем самоорганизация. Это говорит о том, что умный, но зависимый от родителей человек, который не может позаботиться о себе во взрослом возрасте, - это не идеальный вариант развития событий для родителей.
Екатерина Финкельштейн, психолог, методист развивающих программ для подростков.
Я думаю, что родители особенно выделяют умение справляться со стрессом, потому что видят, что подверженность стрессу и неумение с ним справиться сегодня приводит не просто к каким-то трудностям на работе, но к большому количеству психосоматических заболеваний. То есть, это разговор о самом насущном - о здоровье.
Вопрос 3. Как и где вы считаете нужно развивать такие качества?
Большая часть родителей (67.4%) считает, что soft skills, то есть, универсальные компетенции, должна развивать школа. И за 11 лет школьного обучения тайм-менеджмент, стрессоустойчивость и коммуникация должны появиться в багаже у подростка. Чуть меньше родителей считают, что и дополнительное образование принесет пользу в развитии soft skills. А примерно половина думают, что их стоит развивать на специальных психологических тренингах.

Кирилл Кузнецов, кандидат психологических наук, руководитель отдела профориентации.
Родители правы. Школа, действительно, должна способствовать развитию этих компетенций. Более того, это прописано в государственных образовательных стандартах. Насколько это реализовано в школах? Это остается вопросом. Хотя хорошие школы, определенно, занимаются развитием soft skills у учащихся. Но есть важный момент: ответственность за ребенка все равно лежит, в первую очередь, на семье. Поэтому рассчитывать, что школа все должна сделать, а родителям делать ничего не нужно неверно. Очень даже хорошо, что родители и семья сейчас могут выбирать учебно-образовательную траекторию вместе с ребенком - набирать образовательные программы в школе, кружки, секции, онлайн-занятия и т.д. - и с помощью самых разных программ развивать те самые soft skills и hard skills тоже.
Если говорить о тренингах, это просто курсы, где можно сконцентрироваться на развитии навыка, посвятить ему все внимание и время. Возможно, самоорганизация и не разовьется за период короткого тренинга, но подросток получит инструменты, которые помогут ему дальше работать над навыком, а главное - желание это делать.
Екатерина Финкельштейн, психолог, методист развивающих программ для подростков.
К сожалению, это иллюзия, что школы сейчас помогают в развитии универсальных компетенций. Далеко не каждая школа нацелена на них, ведь основная задача школы - снабдить ребенка знаниями и подготовить к поступлению в колледж или вуз. Да, отдельные компетенции хорошо развиваются в командных видах спорта или, например, в туризме, но максимальную пользу дают как раз социально-психологические тренинги, потому что это специально созданная для этого среда. Так, если вы хотите, чтобы у ребенка были знания по географии, то вы не будете рассчитывать, что они сами попутно разовьются, что он где-то что-то "подхватит" и этого будет достаточно для экзаменов. Вы отправите ребенка на занятия по географии. И тренинги в подростковом возрасте очень благотворно влияют на человека, потому что ребята открыты для этих компетенций, они остро чувствуют свои социальные проблемы, и им интересно.
Вместо выводов
После анализа результатов опроса мы увидели: большая часть родителей считает, что для успеха и счастья во взрослой жизни человеку нужны не столько креативность или выдающие умственные способности, сколько целеустремленность, организованность и твердость характера. Умение видеть цель и идти к ней важнее, чем умение накапливать и обрабатывать знания или умение генерировать творческие идеи.
Такие выводы перекликаются с идеей книги доктора психологических наук Анжелы Ли Дакворт "Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей". Основная мысль автора в том, что успеха добиваются не благодаря гениальности, а благодаря упорству, и это касается всех сфер деятельности - от военного дела до музыки. Интересно, что опросы и эксперименты, которые проводила Дакворт, наоборот, показывали, что опрошенным людям свойственно преувеличивать влияние таланта на успехи в будущем. А опросы на нашем сайте показали, что родители четко видят важность таких качеств, как целеустремленность и упорство.
Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-nuzhno-sovremennomu-podrostku.html
31.03.2021, 776 просмотров.