Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Подростковая депрессия: когда усталость и грусть становятся частью жизни
Депрессия — это расстройство психики. Мы можем говорить о депрессии, когда сочетаются три компонента. Эмоциональный компонент — это нарушение настроения, чаще всего устойчиво низкое настроение. Когнитивный компонент — то, что связано с мыслительным процессом: при депрессии снижается темп мышления, способность концентрировать внимание, способность вообще решать какие-то острые вопросы. И поведенческий компонент, который влияет на наши действия: нарушение режима еды — человек может начинать слишком много или слишком мало есть; нарушение сна — может пропадать сон или, наоборот, ребенок может безостановочно спать и не высыпаться все равно, а также других форм поведения.
Наблюдается, в целом, сниженная активность, неспособность что-либо делать и тем более получать от этого удовольствие. Но депрессия — это не просто ситуативная усталость или грусть. Депрессия — это когда усталость и грусть превращаются в стойкую часть жизни. Мы должны забеспокоиться и заподозрить депрессию, если эти состояния наблюдаются в течение двух недель. Однако диагноз может поставить только врач — психиатр или психотерапевт.
Депрессия будет проявляться и протекать по-разному у любых двух разных людей. Чаще всего мы работаем не с какой-то там стандартной депрессией, а с людьми, которые переживают ее, — потому что все депрессию переживают по-своему. У всех разные механизмы регуляции, темп преодоления этого состояния. Но, если говорить о взрослой и подростковой депрессии в целом, то разница тут есть. Она связана с тем, что дети более подвержены этому расстройству, поскольку у них в целом меньше опыта переживания сложных состояний, слабее развиты механизмы эмоциональной регуляции. У взрослых больше ресурсов.
Еще они отличаются по тому, как это замечается со стороны, — у подростков вообще психологический фон часто нестабильный, им бывает грустно и без депрессии.
Родители чаще всего замечают, что с ребенком что-то не так, когда у него появляются устойчивые сложности, связанные со школой: он либо отказывается туда ходить, либо у него существенно падает успеваемость без каких-то внешних причин, либо появляется апатия, и он ничего не хочет. Также внимание обращают на признаки, связанные с когнитивной сферой: ему все сложнее дается, чем раньше. Часто это можно перепутать с усталостью или упрекнуть ребенка в недостатке силы воли, лени, избалованности. Но это не имеет никакого отношения ни к лени, ни к избалованности.
ДЕПРЕССИЯ — ОПАСНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПОТОМУ ЧТО ВНЕШНЕ БУДТО БЫ НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ ПРОИСХОДИТ
Есть теория, что все депрессии можно условно разделить на экзогенные — то есть те, которые развиваются под действием внешних факторов. И эндогенные — под воздействием внутренних факторов. Это дискуссионный вопрос, но на самом деле действительно существует много внешних факторов, которые могут вызывать депрессию. Есть легко понимаемые стрессовые ситуации, на которые у ребенка может не хватить ресурсов и которые способствуют возникновению депрессии. Например, развод — большой стресс для детей, у них часто не хватает навыков для того, чтобы справиться с ним, и тогда депрессия становится своего рода защитным механизмом. Это могут быть стрессы, связанные с переездом, со сменой школы. Ситуации утраты — причем как значимые с точки зрения родителей (скажем, умер кто-то из родственников, и в этом случае родитель понимает, почему ребенок расстроился), так и совершенно что-то незначимое. Умер любимый виртуальный зверек, казалось бы, какая-то ерунда, но и это тоже может спровоцировать депрессию.
Но чаще всего это не одно событие, а их сочетание. Точно так же, как с воспитанием ребенка, на которое оказывает влияние не какой-то отдельный поступок родителей, а общий стиль этих поступков, то, как они сочетаются друг с другом.
Огромное количество стрессов у подростков связано с отношениями: нет друзей — стресс, есть друзья, но с ними конфликт или они предали или ты их предал, совершил какой-то плохой поступок, — опять стресс. Любовные отношения: безответная любовь, любовь, которая получила ответ, но все идет непросто, любовь, которая закончилась или не закончилась, но появилась какая-то новая симпатия и так далее. Изоляция и одиночество, школьная травля и преследование.
У подростков очень сложная, противоречивая и подвижная социальная сфера, и там огромное количество стрессов, которые могут вызывать депрессию. Однако при этом важно понимать, что часто депрессия довольно непредсказуема, потому что она может возникать из-за того, из-за чего мы не ждали. В том числе по внутренним причинам, например, от приема определенных лекарств.
Депрессия — опасное состояние, потому что внешне будто бы ничего страшного не происходит: ну, грустный, ну, пассивный, вялый, не соображает. Но в ситуации худшего исхода это состояние может быть смертельно опасным — при депрессии возрастает суицидальный риск.
Депрессия разрушает жизнь, нарушается нормальное, адаптивное функционирование, физических сил и энергии становится очень мало. Даже простые бытовые вещи, когда депрессия тяжелая, начинают вызывать реальные сложности. И это трудно понять родителям: что значит, почистить зубы сложно? Или встать с дивана? Просто капризы. Но уровень сил при депрессии действительно минимальный. Депрессия протекает очень разнообразно, есть разные формы, в том числе нетипичные, с маниакальным состоянием, когда много энергии, идей, беспорядочной активности. В том числе могут проявляться и вспышки агрессии, тревожность.
СЕГОДНЯ ДЕПРЕССИЯ МОЛОДЕЕТ
Родителям сложно с таким ребенком, поскольку депрессия требует много внимания и особенного подхода. В этой ситуации для родителей важно обеспечить себе возможность получать поддержку, начиная от информационной — требуются адекватные четкие данные о том, что происходит с моим ребенком, как с этим справляться, как долго это будет происходить, когда отправлять в школу, когда нет. Если есть контакт с учителями, то родители должны действовать с ними согласовано.
Большая роль в помощи при депрессии у подростка отводится его сверстникам и друзьям. В западных программах профилактики большое внимание уделяется тому, чтобы обучать самих детей замечать у друзей такие состояния. Их учат, как реагировать, как предложить помощь, куда обратиться за ней, как сказать: я за тебя переживаю. Потому что чаще всего первыми замечают, что что-то не так, именно друзья.
Есть разные мнения. В основном, специалисты сходятся на том, что лучше всего сочетать медицинскую терапию: антидепрессанты, которые выписывает врач-психиатр, — и психотерапию. Для того чтобы сделать подростка сильным перед лицом депрессии, ему нужно дать такие важные навыки, как способность распознавать и выражать свои чувства, и, наоборот, немного отстраняться от эмоций, не давать им себя захватывать.
Депрессия — это излечимое заболевание. Оно довольно хорошо изучено, мы хорошо представляем себе, как с ним работать. Хотя, чем моложе человек, тем запутаннее его история болезни, а сегодня депрессия молодеет.
Среди психических заболеваний депрессия — самое распространенное, и она встречается все чаще. В таких случаях всегда есть вопрос — это действительно эпидемия или это связано с гипердиагностикой? Правда, наверное, посередине. Но если мы будем искать причины распространения депрессии в современном мире, мы их, конечно, найдем: изменились отношения между людьми, сегодня не так много прочных позитивных отношений, темп жизни ускорился, мы стали куда больше ждать и требовать от детей.
Главное средство для профилактики депрессии — это создать вокруг ребенка сеть прочных, поддерживающих, позитивных отношений.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/6057
10.08.2021, 679 просмотров.