Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Журнал «Русское искусство» - издание о русском художественном наследии России, выполняющий важную миссию сохранения историко-культурного достояния. На культурном небосклоне журнал появился в 1923 году.
Видный просветитель Соломон Абрамов начал издавать его в своём издательстве «Творчество». Целью была популяризация русского искусства как в самой России, так в Европе и Америке. Среди сотрудников редакции были видные деятели русской культуры: Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Николай Пунин, Яков Тугендхольд, Степан Яремич, Осип Мандельштам, Евгений Замятин и другие. В 1923 г. вышло 3 номера журнала, после этого его издание прекратилось.
После длительного перерыва в 2003 году журнал был возрождён и успешно продолжает реализовывать идеи, заложенные его основателями в начале XX века. Журнал рассказывает об известных или, наоборот, незаслуженно забытых произведениях искусства, увлекательно освещаются события и выставки в столичных и региональных музеях, деятельность выдающихся меценатов, собрания современных коллекционеров.
«Русское искусство» сотрудничает с Третьяковской галереей, все важнейшие события музейной жизни получают освещение на страницах журнала, будь то действующие выставки, научные открытия и реставрационные достижения.
Высокое качество печати, художественное оформление статей, актуальность тем, стилистическое единство каждого номера делают это издание одним из лучших журналов.
Русское искусство № 3 | 2023
Журнальное издание «Русское искусство» считается одним из лучших среди отечественной полиграфической продукции. В нынешнем выпуске обзоры культурных событий соседствуют с глубокими аналитическими статьями. Увлекательные темы, необычные ракурсы исследований привлекут внимание не только профессионалов, но и ценителей искусства.
Открывает этот номер публикация Светланы Усачёвой «Алексей Боголюбов: к 200-летию со дня рождения». В ней представлены несколько картин одного из немногих русских живописцев XIX века - Алексея Петровича Боголюбова, - посвятившего себя жанру марины. Боголюбов являлся художником Главного морского штаба.
Его марины и батальные полотна привлекают, прежде всего, исторической достоверностью:
«Полотна из батальных серий, посвящённых морским походам Петра I, событиям Крымской (Восточной) и русско-турецкой войны 1877-1878 годов, до настоящего времени воспринимаются как документальные реконструкции и словно бы свидетельства очевидца».
Пейзажное наследие Боголюбова не менее значительно. В своих работах художник стремится передать «целостность природного ландшафта и архитектуры, и ощутимость световоздушной среды».
Городские виды являются одной из основных сфер пейзажного творчества.
Работы скульптора В. Г. Иванова представляет Ольга Прошкина в статье «Монументальная и мемориальная пластика Владимира Иванова». На примере нескольких произведений скульптора автор демонстрирует, как формируется творческая индивидуальность. Созданные Владимиром Геннадьевичем камерные памятники, расположенные в скверах, и монументы у общественных зданий становятся «ключевыми точками в окружающем пространстве». Люди в монументальных
композициях Иванова живые, думающие. Над образом актёра Вячеслава Тихонова, сыгравшего советского разведчика Штирлица, скульптор начал работать в 2011 году. В варианте для Павловского Посада актёр сидит на берегу и смотрит в даль. Он напряжён, ему тесна одежда, - и это состояние тонко передано автором.
Русское искусство № 4 | 2023
Тема номера, завершающего 2023 год – «Юбиляры, лауреаты, действующие лица». Эта тема, по словам главного редактора Елены Бехтиевой, «навеяна высокой наградой – Премией Москвы в области литературы и искусства, которой был удостоен наш журнал».
«Русское искусство» старается отзываться на важнейшие из происходящих событий, идёт в ногу со временем. Одно из таких событий – передача иконы «Святая троица» Андрея Рублева Русской Православной Церкви. Этой теме посвящена публикация М. Разумовской «Святая Троица» – воплощение красоты и духовности».
Правительница Древнерусского государства – Княгиня Ольга, которая ещё в 957 году в Византии приняла христианство, вернувшись на родину, у слияния двух рек – Великой и Псковы, увидела знамение: «скрещение трёх лучей, пробившихся сквозь облака и указавших на высокий мыс на противоположном берегу. На том месте заложили деревянный храм. Так в Пскове, в языческой Руси, ещё до крещения, была построена первая Троицкая церковь».
Духовный пастырь Сергий Радонежский, призывающий потомков Рюриковичей прекратить междоусобные войны и объединить разрозненные владения в единое сильное государство, построил с братом Стефаном в 1337 году на горе Маковец деревянный храм, освятив его во имя Святой Троицы.
«В память о преподобном Сергии… иконописцем Троицкой Сергиевой обители Андреем Рублевым в первой трети XV века была написана икона «Святая Троица». <…> Икона… пять столетий пребывала в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. <…> Покинув в революционные годы место своего рождения… в 1929 году «Святая Троица» обрела новую обитель - … Государственную Третьяковскую галерею…».
О вкладе музейных хранителей в спасение реликвии рассказывает старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Т. Самойлова в статье «Троица в заключении?»: «Длительное время реликвия пребывала в специальном помещении, где поддерживалась определённая температура и влажность. <…> Современные исследователи… определили составы пигментов и красочных смесей, которыми пользовался Рублев. <…> «Святая Троица» … для национальной истории равноценна нашему гимну и нашему флагу. В ней – генетический код, позволяющий восстановить русскость при условии самой страшной катастрофы. Но для этого нужно, чтобы в великой стране, объединяющей людей различных вероисповеданий и конфессий, доступ к лицезрению святыни имел каждый».
Далее публикуется раздел материалов о художниках-юбилярах: Сурикове В. И., Творожникове И. И., Рерихе Н. К., Рубцове А. А:
Г. Чурак «Суриков и Третьяковская галерея». Выставки. Исследования»;
И. Чистякова «Иван Иванович Творожников. К 175-летию со дня рождения»;
В. Копылова «Николай Рерих. Ода славянскому народу»;
А. Сиренко «Под солнцем Карфагена. Александр Рубцов».
Персональные выставки этих живописцев проходят или недавно завершили свою работу на экспозиционных площадках страны – в Третьяковской галерее и Русском музее.
Русское искусство № 1 | 2024
Тема нового номера: «Бывают странные сближенья». Это изречение Александра Сергеевича Пушкина. Редакция журнала «Русское искусство» разделяет эту мудрую мысль и в год 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина предлагает читателям в подтверждение сказанного разные истории – от драматического до курьёзного содержания.
Авторы статей делятся своими исследованиями в основе которых лежат невероятные, а, в общем, вполне объяснимые совпадения. Например, расскажут кто обеспечил встречу двух раритетов мебельного гарнитура, разлучённых на полтора столетия, или почему дерзнули представить в старообрядческом храме научное освоение Арктики и Антарктики.
Вы узнаете, можно ли экспонировать на одной выставке картины сказочного сюжета и «сурового стиля», кто способствовал созданию крупнейшего культурного центра России, что сближает новаторский театр с традиционной живописью, какая неведомая сила побудила мозаичиста из Равенны работать в Тарусе.
И это только часть сюжетной основы, которая пронизывает весь тематический номер «Бывают странные сближенья».
В 2015 году Государственный музей-заповедник «Царское село» приобрёл офорт неизвестного художника с изображением Екатерины II в старости, сидящей на стуле в домашнем платье и капоре, отдыхающей в мраморной беседке на фоне колоннады и куста роз, за которыми раскинулся парк. Ответить на вопрос, какой уголок императорского парка запечатлён, удалось не сразу. И сегодня о беседке напоминает лишь гранитный цоколь и история о постовом у розового куста, рассказанная драматургом Ф.М. фон Клингером. Так, где же изображена императрица? На этот вопрос вам поможет ответить рассказ Ларисы Бардовской «Тайны розового поля в Царском Селе»: «Императрица задумала построить в царскосельском парке беседку в виде ротонды в память о своём фаворите Александре Дмитриевиче Ланском. Она обсуждала эту идею с придворным архитектором Чарльзом Камероном…».
Особое место в искусстве живописи занимают портреты, отличительной чертой которых является размещение второго изображения на обороте того же холста. Причины возникновения их могут быть связаны с различными обстоятельствами. Так, в статье Николая Онегина и Марии Арефьевой «Николай II и В. И. Ленин: портрет в вихре истории» речь идёт о создании полотна, на котором вместе оказались герои-антиподы: император Николай II и вождь революции В. И. Ленин.
Судьба этой картины тесно связана с историей Петровского коммерческого училища, в настоящее время «Средней общеобразовательной школы № 206». Здесь живописное произведение находилось более ста лет, занимая центральное место в актовом зале. Смена политических идеологий привела к тому, что парадный портрет Николая II, созданный в 1895 году художником И. С. Галкиным, оказался замазан водорастворимой краской, а на его обороте советский портрейтист В. М. Измайлович, знавший о существовании изображения императора, впоследствии написал портрет В. И. Ленина.
Открытие этой тайны произошло благодаря всего одной случайности. Какой?
Творчество художников, принадлежащих Ленинградской школе печатной графики, хорошо изучено. И всё же есть имена, незаслуженно забытые. Публикация Владимира Васильева «Художник Владимир Успенский: возвращение мастера» – это первый документально подтверждённый очерк о жизни и творчестве мастера.
Многочисленная часть наследия художника-графика Владимира Александровича Успенского связана с Ленинградом. Выделяется серия работ, посвящённая блокадному городу.
«Летом 1944 года художник создал удивительно ясный и праздничный эскиз обложки сентябрьского номера журнала «Ленинград». 14 августа эскиз завизировал заведующий редакцией Д. А. Левоневский. Однако в престижной публикации художнику отказали, о чём свидетельствует авторский комментарий на обороте паспарту: «Была снята Горлитом с производства из-за неудачного сюжета (ангелы, купола)». В результате номер вышел с чёрно-белой обложкой работы художника И. И. Ершова с мотивом центральной башни Адмиралтейства».
Благодаря кому удалось обеспечить встречу двух раритетов мебельного гарнитура, разлучённых на полтора столетия?! Почему осмелились представить в старообрядческом храме научное освоение Арктики и Антарктики?! Какая сила побудила мозаичиста из Равенны работать в Тарусе?! На эти и другие вопросы найдутся ответы в журнале «Русское искусство».