Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Журнал «Русское искусство» - издание о русском художественном наследии России, выполняющий важную миссию сохранения историко-культурного достояния. На культурном небосклоне журнал появился в 1923 году.

Видный просветитель Соломон Абрамов начал издавать его в своём издательстве «Творчество». Целью была популяризация русского искусства как в самой России, так в Европе и Америке. Среди сотрудников редакции были видные деятели русской культуры: Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Николай Пунин, Яков Тугендхольд, Степан Яремич, Осип Мандельштам, Евгений Замятин и другие. В 1923 г. вышло 3 номера журнала, после этого его издание прекратилось.

После длительного перерыва в 2003 году журнал был возрождён и успешно продолжает реализовывать идеи, заложенные его основателями в начале XX века. Журнал рассказывает об известных или, наоборот, незаслуженно забытых произведениях искусства, увлекательно освещаются события и выставки в столичных и региональных музеях, деятельность выдающихся меценатов, собрания современных коллекционеров.

«Русское искусство» сотрудничает с Третьяковской галереей, все важнейшие события музейной жизни получают освещение на страницах журнала, будь то действующие выставки, научные открытия и реставрационные достижения.

Высокое качество печати, художественное оформление статей, актуальность тем, стилистическое единство каждого номера делают это издание одним из лучших журналов.

Русское искусство № 3 | 2023

Журнальное издание «Русское искусство» считается одним из лучших среди отечественной полиграфической продукции. В нынешнем выпуске обзоры культурных событий соседствуют с глубокими аналитическими статьями. Увлекательные темы, необычные ракурсы исследований привлекут внимание не только профессионалов, но и ценителей искусства.

Открывает этот номер публикация Светланы Усачёвой «Алексей Боголюбов: к 200-летию со дня рождения». В ней представлены несколько картин одного из немногих русских живописцев XIX века - Алексея Петровича Боголюбова, - посвятившего себя жанру марины. Боголюбов являлся художником Главного морского штаба.

Его марины и батальные полотна привлекают, прежде всего, исторической достоверностью:

«Полотна из батальных серий, посвящённых морским походам Петра I, событиям Крымской (Восточной) и русско-турецкой войны 1877-1878 годов, до настоящего времени воспринимаются как документальные реконструкции и словно бы свидетельства очевидца».

Пейзажное наследие Боголюбова не менее значительно. В своих работах художник стремится передать «целостность природного ландшафта и архитектуры, и ощутимость световоздушной среды».

Городские виды являются одной из основных сфер пейзажного творчества.

Работы скульптора В. Г. Иванова представляет Ольга Прошкина в статье «Монументальная и мемориальная пластика Владимира Иванова». На примере нескольких произведений скульптора автор демонстрирует, как формируется творческая индивидуальность. Созданные Владимиром Геннадьевичем камерные памятники, расположенные в скверах, и монументы у общественных зданий становятся «ключевыми точками в окружающем пространстве». Люди в монументальных

композициях Иванова живые, думающие. Над образом актёра Вячеслава Тихонова, сыгравшего советского разведчика Штирлица, скульптор начал работать в 2011 году. В варианте для Павловского Посада актёр сидит на берегу и смотрит в даль. Он напряжён, ему тесна одежда, - и это состояние тонко передано автором.

Русское искусство № 4 | 2023

Тема номера, завершающего 2023 год – «Юбиляры, лауреаты, действующие лица». Эта тема, по словам главного редактора Елены Бехтиевой, «навеяна высокой наградой – Премией Москвы в области литературы и искусства, которой был удостоен наш журнал».

«Русское искусство» старается отзываться на важнейшие из происходящих событий, идёт в ногу со временем. Одно из таких событий – передача иконы «Святая троица» Андрея Рублева Русской Православной Церкви. Этой теме посвящена публикация М. Разумовской «Святая Троица» – воплощение красоты и духовности».

Правительница Древнерусского государства – Княгиня Ольга, которая ещё в 957 году в Византии приняла христианство, вернувшись на родину, у слияния двух рек – Великой и Псковы, увидела знамение: «скрещение трёх лучей, пробившихся сквозь облака и указавших на высокий мыс на противоположном берегу. На том месте заложили деревянный храм. Так в Пскове, в языческой Руси, ещё до крещения, была построена первая Троицкая церковь».

Духовный пастырь Сергий Радонежский, призывающий потомков Рюриковичей прекратить междоусобные войны и объединить разрозненные владения в единое сильное государство, построил с братом Стефаном в 1337 году на горе Маковец деревянный храм, освятив его во имя Святой Троицы.

«В память о преподобном Сергии… иконописцем Троицкой Сергиевой обители Андреем Рублевым в первой трети XV века была написана икона «Святая Троица». <…> Икона… пять столетий пребывала в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. <…> Покинув в революционные годы место своего рождения… в 1929 году «Святая Троица» обрела новую обитель - … Государственную Третьяковскую галерею…».

О вкладе музейных хранителей в спасение реликвии рассказывает старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Т. Самойлова в статье «Троица в заключении?»: «Длительное время реликвия пребывала в специальном помещении, где поддерживалась определённая температура и влажность. <…> Современные исследователи… определили составы пигментов и красочных смесей, которыми пользовался Рублев. <…> «Святая Троица» … для национальной истории равноценна нашему гимну и нашему флагу. В ней – генетический код, позволяющий восстановить русскость при условии самой страшной катастрофы. Но для этого нужно, чтобы в великой стране, объединяющей людей различных вероисповеданий и конфессий, доступ к лицезрению святыни имел каждый».

Далее публикуется раздел материалов о художниках-юбилярах: Сурикове В. И., Творожникове И. И., Рерихе Н. К., Рубцове А. А:

Г. Чурак «Суриков и Третьяковская галерея». Выставки. Исследования»;

И. Чистякова «Иван Иванович Творожников. К 175-летию со дня рождения»;

В. Копылова «Николай Рерих. Ода славянскому народу»;

А. Сиренко «Под солнцем Карфагена. Александр Рубцов».

Персональные выставки этих живописцев проходят или недавно завершили свою работу на экспозиционных площадках страны – в Третьяковской галерее и Русском музее.

Русское искусство № 1 | 2024

Тема нового номера: «Бывают странные сближенья». Это изречение Александра Сергеевича Пушкина. Редакция журнала «Русское искусство» разделяет эту мудрую мысль и в год 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина предлагает читателям в подтверждение сказанного разные истории – от драматического до курьёзного содержания.

Авторы статей делятся своими исследованиями в основе которых лежат невероятные, а, в общем, вполне объяснимые совпадения. Например, расскажут кто обеспечил встречу двух раритетов мебельного гарнитура, разлучённых на полтора столетия, или почему дерзнули представить в старообрядческом храме научное освоение Арктики и Антарктики.

Вы узнаете, можно ли экспонировать на одной выставке картины сказочного сюжета и «сурового стиля», кто способствовал созданию крупнейшего культурного центра России, что сближает новаторский театр с традиционной живописью, какая неведомая сила побудила мозаичиста из Равенны работать в Тарусе.

И это только часть сюжетной основы, которая пронизывает весь тематический номер «Бывают странные сближенья».

В 2015 году Государственный музей-заповедник «Царское село» приобрёл офорт неизвестного художника с изображением Екатерины II в старости, сидящей на стуле в домашнем платье и капоре, отдыхающей в мраморной беседке на фоне колоннады и куста роз, за которыми раскинулся парк. Ответить на вопрос, какой уголок императорского парка запечатлён, удалось не сразу. И сегодня о беседке напоминает лишь гранитный цоколь и история о постовом у розового куста, рассказанная драматургом Ф.М. фон Клингером. Так, где же изображена императрица? На этот вопрос вам поможет ответить рассказ Ларисы Бардовской «Тайны розового поля в Царском Селе»: «Императрица задумала построить в царскосельском парке беседку в виде ротонды в память о своём фаворите Александре Дмитриевиче Ланском. Она обсуждала эту идею с придворным архитектором Чарльзом Камероном…».

Особое место в искусстве живописи занимают портреты, отличительной чертой которых является размещение второго изображения на обороте того же холста. Причины возникновения их могут быть связаны с различными обстоятельствами. Так, в статье Николая Онегина и Марии Арефьевой «Николай II и В. И. Ленин: портрет в вихре истории» речь идёт о создании полотна, на котором вместе оказались герои-антиподы: император Николай II и вождь революции В. И. Ленин.

Судьба этой картины тесно связана с историей Петровского коммерческого училища, в настоящее время «Средней общеобразовательной школы № 206». Здесь живописное произведение находилось более ста лет, занимая центральное место в актовом зале. Смена политических идеологий привела к тому, что парадный портрет Николая II, созданный в 1895 году художником И. С. Галкиным, оказался замазан водорастворимой краской, а на его обороте советский портрейтист В. М. Измайлович, знавший о существовании изображения императора, впоследствии написал портрет В. И. Ленина.

Открытие этой тайны произошло благодаря всего одной случайности. Какой?

Творчество художников, принадлежащих Ленинградской школе печатной графики, хорошо изучено. И всё же есть имена, незаслуженно забытые. Публикация Владимира Васильева «Художник Владимир Успенский: возвращение мастера» – это первый документально подтверждённый очерк о жизни и творчестве мастера.

Многочисленная часть наследия художника-графика Владимира Александровича Успенского связана с Ленинградом. Выделяется серия работ, посвящённая блокадному городу.

«Летом 1944 года художник создал удивительно ясный и праздничный эскиз обложки сентябрьского номера журнала «Ленинград». 14 августа эскиз завизировал заведующий редакцией Д. А. Левоневский. Однако в престижной публикации художнику отказали, о чём свидетельствует авторский комментарий на обороте паспарту: «Была снята Горлитом с производства из-за неудачного сюжета (ангелы, купола)». В результате номер вышел с чёрно-белой обложкой работы художника И. И. Ершова с мотивом центральной башни Адмиралтейства».

Благодаря кому удалось обеспечить встречу двух раритетов мебельного гарнитура, разлучённых на полтора столетия?! Почему осмелились представить в старообрядческом храме научное освоение Арктики и Антарктики?! Какая сила побудила мозаичиста из Равенны работать в Тарусе?! На эти и другие вопросы найдутся ответы в журнале «Русское искусство».

Русское искусство № 2 | 2024

Журнал вышел под названием «Владимирская земля. К 1000-летию Суздаля». Вы познакомитесь с очерками о прошлом и настоящем Владимирской области.

Читатель увидит сокровища не только знаменитых Владимиро-Суздальского музея-заповедника и музея-заповедника «Александровская слобода», но и муниципальных и частных музеев.

А ещё представлены рассказы о людях, творивших историю искусства, способствовавших изучению и сохранению музейных коллекций и уникальных памятников.

С исследователем-краеведом Николаем Николаевичем Ушаковым, уроженцем села Скомово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии, можно познакомится в статье «В волшебном зеркале времени».

На его счету около 250 исследовательских краеведческих работ. Бесценным наследием является справочник-путеводитель «Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии».

Обобщив знания трудов местных историков и археологов, Н. Н. Ушаков составил удивительный рассказ о прошлом родного края. «Книга была преподнесена государю Николаю II и цесаревичу Алексею… 16 мая 1913 года, когда в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых именно во Владимире – месте, где зарождалась великая держава, императорская семья начала своё юбилейное путешествие по древним русским городам».

Читателю предлагаются фрагменты из предисловия к «Спутнику по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии»:

«Владимиро-Суздальский край богат своим историческим прошлым… Здесь произошли самые важные факты в истории: здесь на севере, в Ростово-Суздальской земле, образовалась, окрепла и вышла на сцену истории самая крупная ветвь в составе русской народности – великорусское племя… Великорусское племя, сплотив в одно целое и славянских наследников, и народы финского корня, создало единовластный, а потом и самодержавный политический строй, основу государственного могущества России. <…>

Наши города Владимир, Суздаль, Переславль, Муром, Юрьев… не всегда играли столь скромную роль провинциального захолустья. <…> Общественная жизнь здесь била ключом, она была полна интереса, сначала политического, а потом церковного. Очутившись с самого начала XII века в руках умных и деятельных Монамаховичей, Владимиро-Суздальский край уже к половине этого века настолько окреп, что начинает соперничать с великим княжеством Киевским, а затем делается местопребыванием великого князя, втягивая в своё русло и всю историю русской земли. <…> Справедливый упрёк Гоголя о том, что великое незнание России внутри России, не должен иметь места. Каждый обязан знать минувшую судьбу своего края…: «Любовь к родине – основа любви к отечеству». <…> Старина – это волшебное зеркало, где в перспективе веков мы видим себя, своих предков и каждую грань церковной, общественной и государственной жизни. Мы – новые поселенцы земли, связаны со своими предками…».

В память о Н. Н. Ушакове опубликован один из его очерков, который посвящён Георгиевскому собору в Юрьев-Польском – крупному памятнику белокаменного зодчества домонгольской Руси.

Зарождение многих музеев в России тесно связано с именами меценатов и коллекционеров, которые подарили свои собрания родному городу. Одним из старейших во Владимирской области является Вязниковский историко-художественный музей. Ему и посвящена публикация А. Веденеева «Первый камень Вязниковского музея». Основой коллекции стали более 35 полотен выдающихся художников.

Собрание принадлежало фабриканту, купцу первой гильдии, почётному гражданину города Вязники – Сергею Ивановичу Сенькову.

«В 1918 году, когда С. И. Сеньков, владелец одной из крупнейших льняных империй Владимирского края, оказался не у дел, он решил передать свою коллекцию жителям любимого города. <…> Вероятно, что на такой шаг фабриканта подтолкнуло следующее обстоятельство: первый этаж особняка уже был занят Чрезвычайной комиссией, а сам Сергей Иванович, предупреждённый о готовящемся аресте, собирался тайно покинуть Россию.

Среди включённых произведений в списке значатся полотна…: И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, А. Н. и Н. А. Бенуа, С. Д. Милорадовича, И. Л. Горохова, А. А. Гирва, А. А. Киселёва. И. С. Куликова и других. «Просьба моя вызвана необходимостью охранять в порядке от порчи и гибели моё собрание, чтобы оно было первым камнем вязниковского музея», - завещал С. И. Сеньков».

Статья К. Васина «Мелодия без слов». Владимирский пастуший рожок» посвящена зарождению на Владимирской земле инструментального искусства пастухов-рожечников, в основе которого – протяжная лирическая песня. Пастуший рожок – исконно русское явление.

Русское искусство № 3 | 2024

Вниманию почитателей русской литературы и художественного творчества предлагается тематический номер – «Писатели об изобразительном искусстве».

Первое высказывание, конечно же, за гением русской поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным в публикации «Стихотворения разных лет».

Далее, в публикации «Скульптура, живопись и музыка», Николай Васильевич Гоголь с восхищением пишет о «трёх прекрасных царицах мира» – скульптуре, живописи и музыке.

«Три чудные сестры посланы… украсить и усладить мир: без них он бы был пустыня и без пения катился бы по своему пути. …И – первый кубок за здравие скульптуры! Чувственная, прекрасная, она прежде всего посетила землю. <…> Она – оставшийся след того народа, который весь заключился в ней, со всем своим духом и жизнью».

«Не таковы две сестры её, живопись и музыка, которых христианство воздвигнуло из ничтожества и превратило в исполинское. Его порывом они развились и исторгнулись из границ чувственного мира. <…> Но… светлее сияй, бокал мой, в моей смиренной келье, и да здравствует живопись! <…> Никогда скульптура не смела выразить твоих небесных откровений».

«Но сильнее шипи, третий бокал мой! Ярче сверкай и брызгай по золотым краям его, звонкая пена, - ты сверкаешь в честь музыки. Она восторженнее, она стремительнее обеих сестёр своих. Она вся – порыв; она вдруг одним разом отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир».

Александр Иванович Герцен в статье «Об истинном художнике русском», вспоминает Александра Андреевича Иванова, автора картины «Явление Христа народу», для которого «искусство было нравственным подвигом жизни, священнодействием, наукой».

Фёдор Михайлович Достоевский в заметке «По поводу выставки» размышляет об особенности жанровых картин, отобранных на зарубежную выставку, о национальном отличии их восприятия.

Писатель Лев Николаевич Толстой в своём трактате задаётся вопросом «Что такое искусство?». Далее предлагается переписка Л. Н. Толстого с коллекционером произведений русского изобразительного искусства П. М. Третьяковым.

Живопись XX века открывает Александр Иванович Куприн, рассказывая о становлении художника Филиппа Малявина: «Передать биографию Малявина – это значит в сотый раз повторить чудесный рассказ о том, как носитель истинного дара Божьего, руководимый лишь инстинктивной волей к творчеству, вопреки условиям рождения и быта, торжествует над неодолимыми препятствиями, «чтобы занять» по праву своё большое место на свете». Малявин помнит себя мальчиком четырёх-пяти лет и – уже рисующим. Материал – уголь из печки, обломок извёстки. А рисует он на чём попало: на стене, на доске, на полу».

Формат обзора журнала не позволяет анонсировать все статьи, вошедшие в номер, – только часть из них, что вовсе не умаляет достоинства других.