Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Журнал «Русское искусство» - издание о русском художественном наследии России, выполняющий важную миссию сохранения историко-культурного достояния. На культурном небосклоне журнал появился в 1923 году.

Видный просветитель Соломон Абрамов начал издавать его в своём издательстве «Творчество». Целью была популяризация русского искусства как в самой России, так в Европе и Америке. Среди сотрудников редакции были видные деятели русской культуры: Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Николай Пунин, Яков Тугендхольд, Степан Яремич, Осип Мандельштам, Евгений Замятин и другие. В 1923 г. вышло 3 номера журнала, после этого его издание прекратилось.

После длительного перерыва в 2003 году журнал был возрождён и успешно продолжает реализовывать идеи, заложенные его основателями в начале XX века. Журнал рассказывает об известных или, наоборот, незаслуженно забытых произведениях искусства, увлекательно освещаются события и выставки в столичных и региональных музеях, деятельность выдающихся меценатов, собрания современных коллекционеров.

«Русское искусство» сотрудничает с Третьяковской галереей, все важнейшие события музейной жизни получают освещение на страницах журнала, будь то действующие выставки, научные открытия и реставрационные достижения.

Высокое качество печати, художественное оформление статей, актуальность тем, стилистическое единство каждого номера делают это издание одним из лучших журналов.

Русское искусство № 3 | 2023

Журнальное издание «Русское искусство» считается одним из лучших среди отечественной полиграфической продукции. В нынешнем выпуске обзоры культурных событий соседствуют с глубокими аналитическими статьями. Увлекательные темы, необычные ракурсы исследований привлекут внимание не только профессионалов, но и ценителей искусства.

Открывает этот номер публикация Светланы Усачёвой «Алексей Боголюбов: к 200-летию со дня рождения». В ней представлены несколько картин одного из немногих русских живописцев XIX века - Алексея Петровича Боголюбова, - посвятившего себя жанру марины. Боголюбов являлся художником Главного морского штаба.

Его марины и батальные полотна привлекают, прежде всего, исторической достоверностью:

«Полотна из батальных серий, посвящённых морским походам Петра I, событиям Крымской (Восточной) и русско-турецкой войны 1877-1878 годов, до настоящего времени воспринимаются как документальные реконструкции и словно бы свидетельства очевидца».

Пейзажное наследие Боголюбова не менее значительно. В своих работах художник стремится передать «целостность природного ландшафта и архитектуры, и ощутимость световоздушной среды».

Городские виды являются одной из основных сфер пейзажного творчества.

Работы скульптора В. Г. Иванова представляет Ольга Прошкина в статье «Монументальная и мемориальная пластика Владимира Иванова». На примере нескольких произведений скульптора автор демонстрирует, как формируется творческая индивидуальность. Созданные Владимиром Геннадьевичем камерные памятники, расположенные в скверах, и монументы у общественных зданий становятся «ключевыми точками в окружающем пространстве». Люди в монументальных

композициях Иванова живые, думающие. Над образом актёра Вячеслава Тихонова, сыгравшего советского разведчика Штирлица, скульптор начал работать в 2011 году. В варианте для Павловского Посада актёр сидит на берегу и смотрит в даль. Он напряжён, ему тесна одежда, - и это состояние тонко передано автором.

Русское искусство № 4 | 2023

Тема номера, завершающего 2023 год – «Юбиляры, лауреаты, действующие лица». Эта тема, по словам главного редактора Елены Бехтиевой, «навеяна высокой наградой – Премией Москвы в области литературы и искусства, которой был удостоен наш журнал».

«Русское искусство» старается отзываться на важнейшие из происходящих событий, идёт в ногу со временем. Одно из таких событий – передача иконы «Святая троица» Андрея Рублева Русской Православной Церкви. Этой теме посвящена публикация М. Разумовской «Святая Троица» – воплощение красоты и духовности».

Правительница Древнерусского государства – Княгиня Ольга, которая ещё в 957 году в Византии приняла христианство, вернувшись на родину, у слияния двух рек – Великой и Псковы, увидела знамение: «скрещение трёх лучей, пробившихся сквозь облака и указавших на высокий мыс на противоположном берегу. На том месте заложили деревянный храм. Так в Пскове, в языческой Руси, ещё до крещения, была построена первая Троицкая церковь».

Духовный пастырь Сергий Радонежский, призывающий потомков Рюриковичей прекратить междоусобные войны и объединить разрозненные владения в единое сильное государство, построил с братом Стефаном в 1337 году на горе Маковец деревянный храм, освятив его во имя Святой Троицы.

«В память о преподобном Сергии… иконописцем Троицкой Сергиевой обители Андреем Рублевым в первой трети XV века была написана икона «Святая Троица». <…> Икона… пять столетий пребывала в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. <…> Покинув в революционные годы место своего рождения… в 1929 году «Святая Троица» обрела новую обитель - … Государственную Третьяковскую галерею…».

О вкладе музейных хранителей в спасение реликвии рассказывает старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Т. Самойлова в статье «Троица в заключении?»: «Длительное время реликвия пребывала в специальном помещении, где поддерживалась определённая температура и влажность. <…> Современные исследователи… определили составы пигментов и красочных смесей, которыми пользовался Рублев. <…> «Святая Троица» … для национальной истории равноценна нашему гимну и нашему флагу. В ней – генетический код, позволяющий восстановить русскость при условии самой страшной катастрофы. Но для этого нужно, чтобы в великой стране, объединяющей людей различных вероисповеданий и конфессий, доступ к лицезрению святыни имел каждый».

Далее публикуется раздел материалов о художниках-юбилярах: Сурикове В. И., Творожникове И. И., Рерихе Н. К., Рубцове А. А:

Г. Чурак «Суриков и Третьяковская галерея». Выставки. Исследования»;

И. Чистякова «Иван Иванович Творожников. К 175-летию со дня рождения»;

В. Копылова «Николай Рерих. Ода славянскому народу»;

А. Сиренко «Под солнцем Карфагена. Александр Рубцов».

Персональные выставки этих живописцев проходят или недавно завершили свою работу на экспозиционных площадках страны – в Третьяковской галерее и Русском музее.