Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Обзор журнала «Традиции» № 3, 2023 год

На страницах Всероссийского ежеквартального познавательного журнала «Традиции» вы найдете статьи о традициях, культуре разных народов, мастер-классы по основам русских и национальных ремёсел. Вас ждёт знакомство с новыми и незаслуженно забытыми именами деятелей науки и культуры.

В третьем выпуске журнала «Традиции» за 2023 год (июль-сентябрь) немало интересных материалов. Статья Веры Цыпляевой «Костромской театр» посвящена одному из старейших провинциальных театров, а также становлению и развитию театрального музея. Лишь немногие театры могут с уверенностью назвать дату своего рождения. Год становления театра в Костроме – 1808, о чём сообщает запись в журнале Костромского губернского приказа общественного призрения. Толчком к развитию театрального искусства в Костроме стали события Отечественной войны 1812 года, когда в город был эвакуирован Московский Императорский театр. Это событие оказало огромное влияние на культуру Костромы и заложило основу театральных традиций.

В Костромском драматическом театре были поставлены все пьесы Александра Николаевича Островского, именно во многом благодаря этому театру в 1923 году было присвоено имя известного драматурга. В предметном мире пьес Островского часто встречается описание костюма и его деталей. Пристальное внимание к костюму перешло в театр из жизни, утверждавшей, что внешнее есть отражение внутреннего в человеке. Поэтому костюм можно рассматривать, как зашифрованный человеческий характер. Музей театрального костюма живет динамичной жизнью театра и существует уже более 20 лет. За 200 лет существования театра была собрана уникальная коллекция более чем из 10 тысяч предметов театрального костюма, которая легла в основу музейного собрания.

 

7 марта 2023 года исполнилось 145 лет со дня рождения знаменитого художника, академика живописи Бориса Михайловича Кустодиева, родившегося в Астрахани в 1878 году. Произведения Кустодиева вошли в золотой фонд отечественного и мирового искусства. Их отличают выразительность образов, высокая художественность, отражение типических черт российской действительности конца XIX – начала XX века и любовь к своему, русскому, которая всегда была, как писал сам мастер, основой его творчества, «единственным сюжетом его картин». О Доме-музее Б.М. Кустодиева читайте в рубрике «Знакомимся заново». В этой же рубрике Валерий Бурень знакомит читателей с одной из самых противоречивых фигур в истории Белоруси и не только – композиторе Михале Клефасе Огинском, известном многим своим полонезом «Прощание с Родниной». В своей усадьбе «Северные Афины» Огинский устраивал музыкальные и литературные вечера, где исполнялись в том числе и его произведения.

 

В третьем номере журнала читатель встретится также с таинственной Африкой, страной с богатой природой, экзотическими традициями и национальной культурой. Совершит путешествие в Башкирию и Белоруссию, познакомится с особенностями национальных народных костюмов. Помимо защиты тела, в костюме находит отражение духовный мир человека, художественные вкусы и традиции. В условиях современной глобализации чрезвычайно важны вопросы сохранения народного костюма как части национальной идентичности.


 

Обзор журнала «Традиции» № 4, 2023 год


В четвертом номере журнала (октябрь-декабрь) в рубрике «Образование и культура» читатель найдет несколько материалов об Острове Свободы. С Кубой нас связывают столетние дружеские отношения. О крупнейшей выставке картин российских художников, посвященных Кубе, расскажет статья В. Н. Анисимова «О, Гавана! Транзит». В этой же рубрике читатель познакомится с уникальной «Соборной светомузыкой», соединением света и музыки, цвета и звука, воплощенная в Никольском Морском соборе в городе Кронштадт. Также полезной будет статья о творчестве православных художников. Как возникла традиция проведения православной художественной выставки в одном из старейших культурных центров Москвы читайте в статье Ирины Телесниной.

 

В рубрике «Знакомимся заново» представлены интересные и познавательные статьи. Исторические источники свидетельствуют, что основание московского Спасо-Андроникова монастыря произошло в 1350-е годы и связывает его с именем митрополита Алексия. Возвращаясь из Константинополя, Алексий вёз с собой византийскую икону Спаса Нерукотворного. На Черном море корабль митрополита попал в сильную бурю. Обращая свои молитвы об избавлении от гибели к иконе Спаса Нерукотворного, митрополит дал обещание в случае успешного завершения путешествия построить в честь этого образа монастырь. Первым игуменом нового монастыря стал ученик Сергия Радонежского, инок Троице-Сергиева монастыря Андроник, в честь которого монастырь и получил позднее название Спасо-Андроникова. Со времен Дмитрия Донского и вплоть до начала XX века на территории монастыря хоронили достойнейших людей. Разоренному, но сохранившему отдельные надгробия некрополю монастыря в музее посвящена отдельная экспозиция под открытым небом. Накопленные в Спасо-Андрониковом монастыре за шесть веков его существования иконы, литургические сосуды, облачения, книги и кресты после Октябрьской революции были разграблены или уничтожены. Чтобы спасти архитектурный ансамбль монастыря и сохранить память о похороненном здесь великом русском иконописце, преподобном Андрее Рублеве, в 1947 году был создан музей. Ещё до своего открытия он стал настоящим культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства и его духовный смысл. О музее читайте в статье Г. В. Попова «Спасо-Андроников монастырь. Музей имени Андрея Рублева».

 

Статья Алексея Шаламова «Иван Сытин – книгоиздатель-просветитель» этой же рубрики расскажет о личности этого человека. Родившись в небогатой крестьянской семье, он стал одним из крупнейших предпринимателей в России. Огромная издательская империя была создана только талантом и трудом Ивана Дмитриевича и его сотрудников. Как он совершил революцию в книжном деле и разбудил тягу к чтению у целой страны, узнаете из статьи.

 

Заслуживают интерес и материалы о Покровской старообрядческой церкви в подмосковном Серпухове. Это замечательный образец церковного зодчества начала ХХ века. Внутренне убранство Покровской церкви сохранилось без изменений с 1012 года: полы из метлахской плитки, двери и рамы со старинной фурнитурой, дубовые иконостасы и киоты…

 

Немалый интерес представляют публикации о музеях Антона Павловича Чехова «Мелихово» в Подмосковье, о хранилище телеутской культуры музее «Чолкой» в Кемеровской области. В номере вы найдете также материалы Павла Сапотько о братских связях россиян и белорусов.