Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Шрифт
Интервал
Цвет сайта
Изображения
Назад
Сурков Алексей Александрович
(1899 – 1983)
Сурков Алексей Александрович родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. С 12 лет служил «в людях» в Петербурге. После Октябрьской революции ушел в Красную Армию политбойцом. По окончании гражданской войны вернулся в деревню, стал одним из тех активистов, которым, по собственным словам Суркова, «мир переделать в неделю хотелось, пожар обновленья прогнать по земле» ( «Письмо», 1929). Работал в волисполкоме, селькорствовал в уездной газете. Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету. Благотворно сказался на творчестве писателя переезд в Москву, где его избрали в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) в 1928 году.
Печататься А. А. Сурков начал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом «А. Гутуевский». Подлинным началом своей поэтической деятельности А.А. Сурков считал 1930 год, когда вышел первый сборник стихов «Запев». Наибольшие удачи этого и последующих сборников – «Стихи» и «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934), «Родина мужественных» (1935), «Путем песни» (1937), «Так мы росли» (1940) – относятся к изображению героев гражданской войны.
Окончив в 1934 году факультет литературы в Институте красной профессуры, Алексей Сурков начал работать в журнале «Литературная учеба», основанном М. Горьким, а после смерти ведущего пролетарского писателя заменил его на посту главного редактора (1934–1939).
В 30-е годы А.А. Сурков работал в ЛОКАФе (Литературное объединение Красной Армии и флота). Большую популярность приобрели песни на его стихи этих лет – «Конармейская песня», «Терская походная» и другие.
Войнам суждено было четырежды пройти через жизнь и творчество поэта, оставив зарубки в памяти и душевный знак спаянности с солдатской судьбой защитников нашей страны. Первая война – Первая мировая, затем Гражданская война, финская кампания 1940 года и, наконец, самая страшная, беспощадная, жестокая из всех войн века – Великая Отечественная война.
В 1939–1945 годах А.А. Сурков в качестве военного корреспондента участвовал в освободительных походах в Западную Белоруссию, войне с белофиннами, затем в Великой Отечественной войне. Его «Декабрьский дневник» (1940), реалистически запечатлевший трудности суровой зимней кампании и «лица походных друзей», послужил как бы подступом к стихам, написанным в годы Великой Отечественной войны: сборники «Декабрь под Москвой» (1942), «Дороги ведут на Запад» (1942), «Я пою победу» (1946).
Алексей Сурков, попав в кровавый водоворот первых недель войны на Западном фронте, должен был понять страшный смысл войны, почувствовать его сердцем, донести до сердец всех людей, оставшихся в тылу. «Нужны были поистине нечеловеческие усилия воли, чтобы оградить от пламени беды ростки надежды, жившей в глубине сердца, – писал Сурков о тех первых страшных днях войны. – В этом – главный ключ военной поэзии: защитить надежду, веру в грядущую победу, не закрывать глаза на тягостные впечатления».
Главный герой всех стихов Алексея Суркова о войне – простой солдат. Его героизм лишен позы и поэтому надежен. Поэт высказывает за солдата то, что тот вынужден таить в глубине души. Не зря поэзию Суркова называли поэзией солдатского сердца. Показывая войну как каждодневный подвиг народа, поэт отдавал должное всем родам войск. Он писал о летчиках, саперах, пулеметчиках, но особенно выделял труженика солдата–пехотинца.
В годы войны Сурков создал и ряд новых песен. Характер их полностью сложился под влиянием военных событий. Несокрушимой волей «остановить, отбросить врага», суровостью маршевого ритма отличается «Песня защитников Москвы». Она родилась, когда советские войска остановили натиск фашистов на подступах к нашей столице. Решено было сделать кинофильм о разгроме немцев под Москвой. В один строй с фронтовиками встали и кинооператоры, которые снимали смертельные схватки с фашистами. Одновременно на студии велась работа над монтажом фильма. Для картины нужна была песня, которая раскрывала бы боевой дух советского бойца, его беззаветную преданность Родине. «Однажды выяснилось, – вспоминал режиссер фильма Илья Копалин, – что с фронта вернулся поэт Алексей Сурков. – Я разыскал его. Сначала он и слышать не хотел „о какой-то песне для кино, когда такие события на фронте“. Подумав, Сурков сказал: „Ну, вот что. Писать песню мне некогда, а есть у меня подготовленное для печати стихотворение о защитниках Москвы. Подойдёт – берите“. Это был текст ставшей потом знаменитой „Песни защитников Москвы“.
Музыку на эти стихи сочинил молодой композитор Борис Мокроусов. Это была его первая песня об Отечественной войне. В начале 1942 года документальный фильм „Разгром немецко-фашистских войск под Москвой“ вышел в свет. И, прозвучав с экрана, ушла в жизнь и в бой песня, полюбившаяся всем нашим воинам.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага.
«Песня смелых» – образ беззаветной доблести советских людей. Четкая, стремительная, она поэтизирует боевую собранность смелых, их силу, их волю, сжатую в чеканные строфы, звучащие как крылатые афоризмы победы.
Призывный характер, публицистический пафос боевых песен Суркова – новая черта в его песенном творчестве.
Но в годы войны усилилась и эмоциональная сила песен А. Суркова.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Кому не знакомы эти строки… Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен военных лет, задушевную, глубоко лирическую – «В землянке». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной. «В землянке» была первой лирической песней, безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем того, кто его ждал с войны. Возникло стихотворение, из которого случайно родилась песня. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма к жене. Письмо было написано осенью 1941 года после одного очень трудного для А. Суркова фронтового дня, после тяжёлого боя под Истрой. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы зимой 1942 года композитор Константин Листов не попросил у Суркова «
Эта песня была верной спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, стала поистине народной. Далеко не все, певшие её, знали, кто был автором слов…
Даже если бы Алексей Сурков не написал больше ничего, он, благодаря этому стихотворению, положенному на музыку, все равно вошел бы в историю поэзии – как автор текста одной из самых известных военных песен. Но кроме нее его перу принадлежит еще множество замечательных стихов.
В послевоенные годы А.А. Сурков много путешествовал в составе литературных и общественных организаций. Впечатлениями от этих путешествий и встреч навеяны его стихи, вошедшие в сборники «Миру – мир» (1950; Сталинская премия СССР, 1951), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969). В 1965 году вышел сборник литературно–критических статей и выступлений «Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934–1965».
Алексей Сурков любил называть себя «ровесником века». И он действительно прошел с XX веком большую часть исторического пути, в чем–то отразив его, в чем–то сам став его отражением.
А.А. Сурков был ответственным редактором «Литературной газеты» (1944–1946), журнала «Огонек» (1945–1953). Занимал пост 1-го секретаря правления СП СССР (1953–1959). С 1962 года был главным редактором «Краткой литературной энциклопедии». В 1969 году удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Поэт прожил долгую жизнь и скончался 14 июня 1983 года в Москве.