Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Библиотека, в которой интересно : сборник проектов и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации в детских и школьных библиотеках / Авт.-сост. В. Б. Антипова, Т. Ю.Дрыжнова. - Москва: Библиомир, 2017. - 318 с. Книга представляет собой коллекцию проектов и программ для реализации в библиотеках, обслуживающих детей. Концепция дополнительного образования детей и Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации рассматривают продолжающуюся образовательную и социокультурную деятельность в библиотеке как важную составляющую образования детей. Неформальное образование, события вокруг книги и чтения, развивающая книжная среда - все это позволяет расширить возможности школьного образования, выйти за рамки учебного процесса, поддерживать познавательный интерес и мотивацию детей. В методических рекомендациях предложен набор целей, задач, форм работы, содержательные блоки, набор предполагаемых результатов, набор видов и форм контроля. Задача издания - дать библиотекарю алгоритм составления своей программы, которую он сможет сконструировать из разных модулей.

Читатель. Чтение. Книга: словарь-справочник для самостоятельной работы в «книжном» пространстве / авт.-сост. Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова; подбор илл. Т.Ю. Дрыжовой. М.: Библиомир, 2018. - 208 с. Книга рассчитана на тех, кто хочет и готов самостоятельно научиться ориентироваться в книжном мире, самостоятельно выбирать книги и формировать свой собственный круг чтения, и на тех, кому трудно напрямую вступить в коммуникацию со "взрослым" читателем (библиотекарем, педагогом) и легче сделать это через "посредника", например, через словарь. Принимая во внимание тот факт, что современному читателю нужна какая-то activity ("активность") вокруг книги: игра, квест, перевод текста в другую модальность, неформатное, т.е. нетрадиционное, обсуждение с другими читателями, авторы-составители сопровождают каждую словарную статью заданиями, которые могут выполняться юными читателями самостоятельно, в команде или же при участии значимого взрослого. Словарь может быть использован и при создании школьниками учебных проектов в области чтения.

Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей [Текст] : практическое пособие / [пер. с англ. М. В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И. Б. Михновой] ; ред.-сост. Дженин Лиллиан. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 174 с. - (Азбука библиотечной профессии). В книге собраны интересные примеры из опыта американских библиотекарей по работе с молодежью, детьми и подростками. В первой части рассмотрены условия для разработки и успешной реализации библиотечных программ для молодых читателей, прежде всего, рациональное планирование бюджета программ и, при любом бюджете, продвижение услуг среди данной категории пользователей. Вторая часть содержит примеры программ для различных категорий молодых читателей. Все программы ориентированы на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодых людей, содержат пошаговые инструкции и варианты исполнения при минимальных затратах, сопровождаются полезными ссылками на источники дополнительной информации. В Приложениях дано примерное руководство по обслуживанию молодых читателей YALSA/ALA и приведен список компетенций библиотечных работников. Издание адресовано сотрудникам всех публичных и школьных библиотек, работающих с молодежью, подростками и детьми, а также студентам, преподавателям вузов и колледжей культуры. Книга с успехом может быть использована педагогами, специалистами по внеклассной работе и в системе повышения квалификации.

Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей [Текст] : практическое пособие / [пер. с англ. М. В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И. Б. Михновой] ; ред.-сост. Дженин Лиллиан. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 174 с. - (Азбука библиотечной профессии). В книге собраны интересные примеры из опыта американских библиотекарей по работе с молодежью, детьми и подростками. В первой части рассмотрены условия для разработки и успешной реализации библиотечных программ для молодых читателей, прежде всего, рациональное планирование бюджета программ и, при любом бюджете, продвижение услуг среди данной категории пользователей. Вторая часть содержит примеры программ для различных категорий молодых читателей. Все программы ориентированы на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодых людей, содержат пошаговые инструкции и варианты исполнения при минимальных затратах, сопровождаются полезными ссылками на источники дополнительной информации. В Приложениях дано примерное руководство по обслуживанию молодых читателей YALSA/ALA и приведен список компетенций библиотечных работников. Издание адресовано сотрудникам всех публичных и школьных библиотек, работающих с молодежью, подростками и детьми, а также студентам, преподавателям вузов и колледжей культуры. Книга с успехом может быть использована педагогами, специалистами по внеклассной работе и в системе повышения квалификации.

Абросимова, Наталья Владимировна. Библиографическая деятельность библиотеки [Текст] : учебно-практическое пособие / Наталья Владимировна Абросимова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2016. - 159 с. - (Азбука библиотечной профессии). - Библиогр.: с. 103-105. В предлагаемом пособии в доступной форме дается общее представление об основных направлениях библиографической деятельности библиотек. Основное внимание уделяется методике библиографирования, формированию справочно-библиографического аппарата, проблемам библиографического обслуживания и управления библиографической деятельностью. Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, осваивающих курс «Библиографическая работа библиотеки».

Маркетинг библиотечно-информационной деятельности [Текст] : учебник / В. В. Брежнева, Н. Ю. Дементьева, М. П. Захаренко и др. ; [науч. ред. В. К. Клюев]. - Санкт-Петербург : Профессия, 2017. - 240 с. - (Учебник для бакалавров). - Предм. указ.: с. 237-239. В первом учебнике, систематизирующем знания в области маркетинга библиотечно-информационной деятельности, освещены концептуальные теоретико-методологические и прикладные организационные основы деятельности современной библиотеки в системе некоммерческого маркетинга. Особенностью учебника является подход к рассмотрению маркетинговой проблематики с позиций пользовательской ориентации и наиболее эффективного развития потенциала библиотек. Излагается целостная концепция профильного маркетинга, раскрывается его содержание и анализируется комплекс, представлены стратегии и тактика маркетингового управления библиотекой как социально-культурным учреждением, библиотечное обслуживание рассматривается в контексте маркетинга услуг. Раскрывается роль маркетинговых коммуникаций в библиотеке, характеризуются библиотечные паблик рилейшнз и специфика рекламной деятельности библиотеки. Особое внимание уделяется организации и осуществлению маркетинговых исследований в условиях библиотеки. Учебник ориентирован на студентов вузовского бакалавриата, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», он будет полезен студентам колледжей, слушателям программ переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, а также специалистам-практикам.

Серебрянникова, Татьяна Олеговна. Предметизация документов [Текст] : учебно-практическое пособие / Татьяна Олеговна Серебрянникова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2014. - 128 с. - (Азбука библиотечной профессии). В пособии дается общее представление об одном из важнейших процессов аналитико-синтетической переработки информации - предметизации документов. Автор подробно описывает методику создания и использования словарей предметных рубрик, предлагает общую методику предметизации документов. В приложениях представлены некоторые частные методики предметизации документов, проиллюстрированные примерами. Содержание пособия в значительной степени визуализировано, что облегчает его использование. Проверить степень усвоения знаний можно с помощью вопросов для самопроверки. Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, осваивающих курс "Аналитико-синтетическая переработка информации".

Захарчук, Татьяна Викторовна. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке [Текст] : учебно-практическое пособие / Татьяна Викторовна Захарчук, Юлия Александровна Фролова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2017. - 174, [1] с. : ил. - (Азбука библиотечной профессии). - Библиогр.: с. 76. - Прил.: с. 77-174. В пособии рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем библиотечной работы ¾ проблема патриотического воспитания в общедоступной библиотеке. Основной акцент сделан на патриотическое воспитание детей и молодежи в муниципальных библиотеках небольших городов и сельских библиотеках. В книге рассмотрены нормативная база и основные направления патриотического воспитания, представлена авторская методика проведения мероприятий по патриотическому воспитанию в общедоступных библиотеках. Значительную часть пособия составляют сценарии различных мероприятий, направленных на формирование патриотизма у детей и молодежи. Издание предназначено для работников библиотек, слушателей системы повышения квалификации, а также для студентов и преподавателей библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры.

Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика [Текст] : сборник научных трудов / общ. ред. проф. Н. И. Гендиной, доц. Н. И. Колковой. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 384 с. - Предм. указ.: с. 382-383. В книге подробно описаны принципы проектирования контента официальных сайтов учреждений культуры и образования. Рассмотрены технологии создания официальных сайтов, а также концепция разработки таких проектов, созданная НИИ информационных технологий КемГУКИ. Характеризуются результаты ее внедрения в практику работы библиотек, музеев, вузов. Отдельно представлен анализ существующих сайтов различных библиотек, музеев, вузов и органов власти. Изложены концепция и технологии создания официальных сайтов. Даются конкретные проектные решения по созданию и модернизации контента сайтов, а также рекомендации по подготовке для этих целей квалифицированных кадров. Сборник адресован студентам и аспирантам вузов, обучающимся по специальностям и направлениям подготовки информационного профиля, преподавателям вузов, работникам библиотек, музеев и других учреждений культуры, а также представителям всех направлений социальной сферы, которые берут на себя обязательства стать заказчиками или разработчиками официальных сайтов.

Выставка в библиотеке: традиционная и электронная [Текст] : учебно-практическое пособие / Елена Валериевна Панкова, Ляля Сергеевна Беркутова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2016. - 151 с. - (Азбука библиотечной профессии). В пособии дается общее представление о современных технологиях выставочной работы в библиотеке, охарактеризованы основные виды библиотечных выставок, рассмотрена методика их создания, включая отбор материалов, дизайн, необходимое оборудование. Особое внимание уделено созданию электронных интерактивных выставок. Авторы подробно рассматривают программную реализацию выставки, подбор материалов и иллюстраций. В приложениях представлены пошаговые инструкции по созданию слайдов и коллажей в библиотечной выставке, правила ввода элементов библиографической записи. Издание предназначено для работников библиотек, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Книга с успехом может быть использована и в системе повышения квалификации библиотечных кадров.

Справочно-поисковый аппарат библиотеки [Текст] : учебник / под ред. И. С. Пилко. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 287 с. - (Учебник для бакалавров). В учебнике освещены теоретико-методические и организационно-технологические аспекты создания и эксплуатации справочно-поискового аппарата библиотеки. Подробно охарактеризованы каталоги, картотеки, базы данных, справочно-библиографический фонд, сетевые ресурсы, фонд неопубликованных библиографических пособий и их поисковые возможности, раскрыты вопросы управления справочно-поисковым аппаратом, межбиблиотечного взаимодействия в каталогизационных процессах. Проведен сравнительный анализ справочно-поискового аппарата библиотек, служб информации, архивов и музеев. Учебник – первый опыт комплексного освещения вопросов формирования и использования справочно-поискового аппарата библиотеки, его традиционных (карточных и печатных) и электронных компонентов. Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник может найти применение в организациях среднего профессионального (библиотечного) образования и в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечно-библиографических кадров.

 

Гендина, Наталья Ивановна. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий [Текст] : учебник / Наталья Ивановна Гендина. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 439 с. - (Учебник для бакалавров). Учебная дисциплина «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий» входит в состав базовой (обязательной) части профессионального цикла основных образовательных программ бакалавриата, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.03.06 (071900) «Библиотечно-информационная деятельность». Ее цель — дать целостное, системное представление о составе, структуре, назначении, функциях, сфере применения лингвистических средств библиотечно-информационной технологии. Учебник является первым опытом анализа, систематизации и обобщения обширного теоретического и эмпирического материала в сфере лингвистического обеспечения информационно-библиотечной технологии. Он призван обеспечить проведение различных форм занятий в вузе (коллективных, групповых и индивидуальных); поддержку различных видов занятий (изучение теории, выполнение практических и лабораторных работ, организация самостоятельной работы студентов); реализацию различных видов контроля и самоконтроля знаний.

Серебрянникова, Татьяна Олеговна. Библиотечные каталоги [Текст] : учебно-практическое пособие / Татьяна Олеговна Серебрянникова, Мария Витальевна Стегаева. - Санкт-Петербург : Профессия, 2016. - 144 с. - (Азбука библиотечной профессии). В пособии дается общее представление об одном из важнейших элементов системы справочно-поискового аппарата библиотеки — библиотечных каталогах. Авторы подробно характеризуют основные виды каталогов, имеющиеся в современной библиотеке, раскрывают проблемы их организации, ведения, редактирования и оформления. Особое внимание уделено технологиям создания и поиска в электронном каталоге. Рассмотрены виды сводных каталогов и технология корпоративной каталогизации. В приложениях представлены технология формирования оригинальной машиночитаемой записи и примеры поиска информации в Сводном каталоге библиотек России. Содержание пособия в значительной степени визуализировано, что облегчает его использование. Проверить степень усвоения знаний можно с помощью вопросов для самопроверки.

Столяров, Юрий Николаевич. Формирование библиотечного фонда [Текст] : практическое пособие / Юрий Николаевич Столяров ; МГУКИ. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 507 с. : ил. - Библиогр.: с. 491-501. - Имен. указ.: с. 502-505. В пособии с современных позиций освещен весь комплекс вопросов, связанных с функционированием библиотечного фонда библиотек различных типов и видов. Библиотечный фонд представлен как сложная система, имеющая подсистемы и элементы, обладающая специфическими признаками, свойствами и функциями. Рассмотрено место библиотечного фонда в системе документных фондов страны. Раскрыта теория функционирования библиотечных фондов всех типов и видов. Изложенные теоретические положения служат фундаментом для понимания и постановки технологии формирования библиотечного фонда, т. е. его комплектования, учёта, обработки, размещения и доставки документов библиотечным пользователям. Пособие предназначено для студентов, преподавателей, аспирантов библиотечных факультетов, а также других образовательных структур, занимающихся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой библиотечных кадров, их дополнительным образованием. Практиками-фондохранителями оно может быть использовано для самообразования.

Лоэртнер, Дэвид. Виртуальное образовательное пространство: создание интерактивного учебного пространства школы: В помощь педагогу-библиотекарю [Текст] / Д. Лоэртшер, К. Коклин, Э. Розенфельд. – Москва: РШБА, 2015. – 280 ; ил. Книга подготовлена группой известных специалистов в области школьных библиотек из США и Канады. Она продолжает исследование тенденции формирования в школах Северной Америки виртуальных образовательных пространств (ВОП). В книге дается определение ВОП и подробная характеристика его пяти частей (центров): информационного центра, центра грамотности, центра знания, центра школьной культуры и экспериментального центра.

Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове): метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. – Москва: РШБА, 2014. – 344 с. Книга одного из лучших специалистов по чтению в стране И.И. Тихомировой раскрывает новый аспект темы чтения. Издание представляет собой своеобразный обучающий курс по нравственному воспитанию подростков на материале чтения и обсуждения литературных произведений. Созданное в рамках проекта РШБА «Читающая мама – читающая Россия», пособие предназначено главным образом родителям подростков для проведения семейных чтений. Пособие может быть также использовано библиотекарями и учителями начальной и средней школы для уроков внеклассного чтения по нравственной тематике. Цель – гуманизировать сознание детей, опираясь на анализ поведения литературных героев и сопереживание с ними. За основу взят «оперативный» для воздействия на читателя жанр рассказа, раскрывающий близкую опыту подростка ту или иную жизненную ситуацию и ее разрешение. Отобранные для обсуждения лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические циклы: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О шутке – всерьез», «О силе воли и силе духа» и др. Каждый цикл содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в цикле рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по обсуждаемой теме. Книга призвана помочь библиотекарям, учителям, родителям развивать в детях способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение персонажей, их взаимоотношения, вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств, включать читаемое в контекст собственной жизни. Нравственное воспитание в пособии сочетается с формированием культуры чтения и литературно-критического мышления. К пособию прилагаются тексты обсуждаемых рассказов.

Тихомирова И.И. Родом из военного детства: школа развивающего чтения: (читаем, размышляем, выражаем в слове): методико-библиографическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2015. – 344 с.: ил. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю»; Вып. 1) Издание является методико-библиографическим пособием, предлагающим полный методический комплекс работы с детьми и подростками по развивающему чтению на особенно важную сегодня тему Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Разделы книги «Сиротство», «Память сердца», «В блокадном Ленинграде», «Под властью оккупантов», «Будущие адмиралы», «Вместе с партизанами», «О разведчиках», «Как спасали раненых», «Они совершили подвиг», «Война и гуманизм» и др. позволят последовательно и полно познакомить детей и подростков с темой войны. В каждом разделе предлагается методическая аннотация на рекомендуемые для чтения и обсуждения произведения, представлены сами тексты произведений и вопросы для обсуждения, призванные побудить детей к осмыслению прочитанного материала и к высказыванию собственного мнения о поступках героев, вести вдумчивый, предметный диалог о героике военных дней и «детях войны». Всего в пособии кратко очерчены 34 литературных портрета писателей военного времени. Каждый раздел заканчивается списком дополнительной литературы по предлагаемой теме.

Варганова Г.В. «Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии»: науч.-практ. ст., метод. материалы, худож. произведения / общ. ред., сост. и авт. предисл. Г.В. Варганова. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. – 328 с. В сборнике рассматриваются актуальные вопросы патриотического воспитания детей и подростков на базе учреждений начального общего и основного общего образования, а также библиотечно-информационных учреждений. Представлены статьи специалистов в области чтения и читательской деятельности, руководителей общеобразовательных учреждений и сотрудников библиотек. Самостоятельными разделами сборника являются художественные произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. современных писателей и поэтов – лауреатов и дипломантов всероссийских и международных литературных конкурсов, а также методические разработки уроков внеклассного чтения, подготовленные по произведениям патриотической тематики. Сборник адресован учителям общеобразовательных учреждений, библиотечным специалистам, работающим в школьных, муниципальных, областных библиотеках, руководителям литературных детских и подростковых центров и студий.

Федоров А.О. Библиотечная блогосфера: В чем феномен библиотечного блога? / А.О. Федоров; Российская гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2013. – 87 с. Автор увлекательно рассказывает на страницах своей книги о библиотечном блоге как инструменте, затрагивающем практически все сферы профессиональной деятельности библиотек. Сегодня – это удобные и быстрые каналы передачи информации, и библиотека XXI в. не может обойти их стороной. Книга будет интересна начинающему блогеру и библиотечному работнику, преподавателю и студенту, каждому современному человеку.

Федоров А.О. Как продвигать библиотеку в Твиттер: секреты "кухни" библиотечного микроблога / А.О. Федоров, И.В. Юрик; Рос. гос. б-ка. - М.: Пашков дом, 2013. - 79 с. Продвижение библиотек в социальных медиа становится одним из самых эффективных направлений информационно-библиотечной деятельности на современном этапе. Сегодня социальные сети являются структурами глобального информационного обмена и играют значительную роль в формировании общественного сознания. В настоящее время микроблоги — все более популярный инструмент маркетинговых коммуникаций, а самой быстрорастущей социальной платформой в мире является сервис микроблогинга Твиттер. Рекомендации по продвижению библиотеки в среде микроблогов, которые предложены в этой книге, являются результатом личного опыта авторов и опыта коллег, успешно работающих с этим сервисом.

Бойкова О. Ф. Персональные данные: обработка, использование и защита: метод. рекомендации / О. Ф. Бойкова. – Москва: Пашков дом, 2012. – 117с. После вступления в силу ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года была создана правовая основа для реализации конституционных прав граждан, обеспечения интересов организаций, в том числе библиотек, использующих персональные данные в своей работе. Данный сборник содержит методические рекомендации по обработке, хранению, использованию и защите персональных данных пользователей и работников как в традиционном (бумажные носители), так и в электронном виде. Советы по разработке и принятию нормативных актов, организационных и технологических документов в библиотеке. Методические рекомендации адресованы руководителям библиотечно-информационных учреждений, а также широкому кругу библиотечных работников.

Бойкова, Ольга Феоктистовна. Работа библиотек по противодействию распространению экстремистских материалов: методические рекомендации / О. Ф. Бойкова; Рос. гос. б-ка. – Москва: Пашков дом, 2013. – 109 с. Сегодня в российском обществе остро стоит проблема противодействия распространению экстремистских материалов. Практическая реализация в библиотеках принятого в Российской Федерации Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ вызвала много трудностей. Издательство «Пашков дом» данным изданием продолжает популярную среди специалистов серию книг «Библиотека библиотекаря». Методические рекомендации по работе с экстремистской литературой, дополненные федеральным законом и подзаконными нормативными правовыми актами, – это оперативный ответ на актуальные вопросы российского библиотечного сообщества.

Нормирование труда в библиотеке: методические рекомендации; Рос. гос. б-ка. – Москва: Пашков дом, 2013. – 75 с. В методических рекомендациях, подготовленных специалистами РГБ и опробированных с положительным результатом в ряде ее отделов, рассматриваются основные положения нормирования библиотечного труда: затраты рабочего времени и их классификация, методы нормирования библиотечных процессов, проектирование норм с учетом специфики библиотечного труда, организация работы по нормированию и внедрение норм в практику. При проведении нормирования труда были проанализированы все стороны библиотечной деятельности и факторы, влияющие на ее эффективность, учтены изменения, произошедшие во всем обществе, и в деятельности библиотек в частности, и разработаны новые нормативные материалы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня. Рекомендации предназначены для работников, участвующих в нормировании труда, и руководителей библиотек.

Внедряем новые проекты: из опыта работы библиотек / Российская государственная библиотека; [куратор проекта Е. Н. Гусева]. – Москва: Пашков Дом, 2013. – 51 с. Сбор­ник со­дер­жит не­сколь­ко со­ци­аль­ных и мар­ке­тин­го­вых ин­но­ва­ций биб­лио­тек мос­ков­ско­го ре­ги­о­на. По мне­нию чле­на Орг­ко­ми­те­та Пер­во­го Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са биб­лио­теч­ных ин­но­ва­ций, кан­ди­да­та пе­да­го­ги­че­ских на­ук Е. Н. Гу­се­вой, внед­рен­ная биб­лио­теч­ная ин­но­ва­ция по­мо­жет вы­ве­сти про­фес­си­о­наль­ную де­я­тель­ность биб­лио­тек на прин­ци­пи­аль­но но­вый уро­вень. В дан­ных про­ек­тах ре­а­ли­зо­ва­ны ис­то­ри­ко-про­све­ти­тель­ский и кра­е­вед­че­ский ас­пек­ты биб­лио­теч­ной ра­бо­ты. Зна­ком­ство с кон­крет­ным опы­том поз­во­лит биб­лио­те­кам най­ти спо­со­бы со­вре­мен­ной ре­а­ли­за­ции сво­их со­ци­аль­ных функ­ций и про­дви­же­ния се­бя в об­ще­стве.

Фенелонов, Е. А. Библиотечное районирование как основа организации системы обслуживания населения муниципальными библиотеками: научно-практическое пособие / Е. А. Фенелонов; Рос. гос. б-ка. – Москва: Пашков дом, 2010. - 205 с.: ил. Ра­бо­та ученого-библиотековеда по­свя­ще­на ак­ту­аль­ным про­бле­мам про­ек­ти­ро­ва­ния се­ти му­ни­ци­паль­ных биб­лио­тек в ре­ги­о­нах с уче­том на­коп­лен­но­го тео­ре­ти­че­ско­го и прак­ти­че­ско­го опы­та. В ка­че­стве ба­зо­вой ос­но­вы пред­ла­га­ет­ся ис­поль­зо­вать прин­ци­пы биб­лио­теч­но­го рай­о­ни­ро­ва­ния тер­ри­то­рии от­дель­ных по­се­ле­ний и бо­лее круп­ных ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных об­ра­зо­ва­ний. Предлагаются при­мер­ные нор­ма­ти­вы рас­че­та ре­сурс­но­го обес­пе­че­ния и де­я­тель­но­сти биб­лио­тек с уче­том осо­бен­но­стей об­ра­зо­ван­ных рай­о­нов биб­лио­теч­но­го об­слу­жи­ва­ния. Кни­га бу­дет по­лез­на при раз­ра­бот­ке или уточ­не­нии нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов ре­ги­о­наль­но­го уров­ня по ор­га­ни­за­ции раз­лич­ных тер­ри­то­ри­аль­ных си­стем биб­лио­теч­но­го об­слу­жи­ва­ния.

Буслаева М.А., Круглик Т.А. Профи-центр в библиотеке: академия на рабочем месте: Руководство по созданию профессиональной школы повышения квалификации, проведению мастер-классов, тренингов. – Москва: Либерия-Бибинформ, 2013. – 112 с. В пособии представлены конкретные рекомендации по организации деятельности ПРОФИ-центра в условиях региональной библиотеки. Дан подробный анализ ситуации, сложившейся в системе переподготовки библиотечных кадров. В приложении размещены нормативный документы, отзывы о деятельности ПРОФИ-центра, методические материалы. Пособие найдет применение в работе методистов любой библиотеки.

Меньщикова С.П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности: практическое пособие / С.П. Меньщикова. – Москва: Литера, 2009. – 112 с. В книге рассмотрены проблемы оценки эффективности библиотечной деятельности в условиях рыночных отношений и трансинформационной сферы. Исследованы основные понятия оценки продуктивности технологических процессов, повышения качества конечного общественного продукта.

Суняйкина Т.В. Репертуар художественной книги для подростков: процессы формирования и освоения: учебно-методическое пособие / Т.В. Суняйкина. – Москва: Литера, 2009. – 155 с. Пособие посвящено решению одной из главных проблем деятельности детской, юношеской и школьной библиотеки – комплектованию фонда художественной книги для подростков. Какие факторы должны быть учтены при формировании репертуара художественной книги? В книге раскрываются методики крупномасштабного исследования особенностей литературно-художественного чтения современных российских подростков.

Кашкаров А.П., Овсянкина З.Н. Чтение подростка: Пособие для отцов. – Москва: Либерия-Бибинформ, 2010. – 192 с. Практическое пособие, в котором представлено отражение опыта воспитания чтением девочки 12-ти лет, адресовано родителям, имеющим детей-подростков. В книге рассказывается об особенностях психологического развития детей младшего подросткового возраста, даны ценные рекомендации по воспитанию чтением, обучению выразительному чтению, привитию навыков актерской работы. Отдельная глава посвящена библиотекам и библиотекарям, их проблемам и новациям. Книга будет полезна не только родителям, школьным библиотекарям и психологам, но и подросткам, которые ищут ответы на «вечные» вопросы жизни.

МИЛЛЕНИУМ 1000 книг КНИЖНЫЙ МИКС / - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. В основу книжного микса положены художественные и познавательные издания, отмеченные отечественными и зарубежными премиями в области литературы, книги авторов — лауреатов престижных премий, мнения экспертов, выбор комплектаторов. Главная тема книжного микса — отражение новых тенденций, литературных процессов и художественных предпочтений в контексте изменения модели чтения современного ребёнка и подростка. Идея книжного микса «Миллениум. 1000 книг» представляется необходимым шагом в ориентировании (информировании) детей и родителей в выборе качественного чтения.

Бородина, В. А. Психология библиотечного обслуживания: научно-практическое пособие / В. А. Бородина. – Москва: Литера, 2013. – 296 с. Особенностью пособия является возможность изучения библиотечно-психологического знания с помощью разнообразных заданий, практикумов. Книга включает следующие разделы: «Мотивация чтения и ее изучение», «Диагностика читательской деятельности», «Общение библиотекаря с читателем», «Библиотекарь-психолог», «Тренинг памяти», «Типология читателей – основа психологии общения». Предназначено для библиотекарей отделов обслуживания.

К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова Сыны Отечества. М.Ю. Лермонтов: книга сценариев к 200-летию великого русского поэта. Москва: Либерия-Бибинформ, 2013. – 96 с. В сборник вошли материалы к урокам литературы, рассказывающие о жизни и творчестве знаменитого поэта, о его разносторонних интересах, а также сценарии для проведения читательских вечеров, классных часов, увлекательных викторин и устных журналов. Практическое пособие имеет познавательную направленность. Рассчитано на учащихся 11–18 лет (5–11 классы) и адресовано учителям средних общеобразовательных школ и библиотекарям. Его будет интересно прочитать любому человеку, желающему расширить свой кругозор и узнать новые подробности о жизни поэта.

К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова Сыны Отечества. М.Ю. Лермонтов: книга сценариев к 200-летию великого русского поэта. Москва: Либерия-Бибинформ, 2013. – 96 с. В сборник вошли материалы к урокам литературы, рассказывающие о жизни и творчестве знаменитого поэта, о его разносторонних интересах, а также сценарии для проведения читательских вечеров, классных часов, увлекательных викторин и устных журналов. Практическое пособие имеет познавательную направленность. Рассчитано на учащихся 11–18 лет (5–11 классы) и адресовано учителям средних общеобразовательных школ и библиотекарям. Его будет интересно прочитать любому человеку, желающему расширить свой кругозор и узнать новые подробности о жизни поэта.

Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей [Текст] : практическое пособие / [пер. с англ. М. В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И. Б. Михновой] ; ред.-сост. Дженин Лиллиан. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 174 с. - (Азбука библиотечной профессии). В книге собраны интересные примеры из опыта американских библиотекарей по работе с молодежью, детьми и подростками.

 

В первой части рассмотрены условия для разработки и успешной реализации библиотечных программ для молодых читателей, прежде всего, рациональное планирование бюджета программ и, при любом бюджете, продвижение услуг среди данной категории пользователей. Вторая часть содержит примеры программ для различных категорий молодых читателей.

 

Все программы ориентированы на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодых людей, содержат пошаговые инструкции и варианты исполнения при минимальных затратах, сопровождаются полезными ссылками на источники дополнительной информации.

 

В Приложениях дано примерное руководство по обслуживанию молодых читателей YALSA/ALA и приведен список компетенций библиотечных работников.

 

Издание адресовано сотрудникам всех публичных и школьных библиотек, работающих с молодежью, подростками и детьми, а также студентам, преподавателям вузов и колледжей культуры. Книга с успехом может быть использована педагогами, специалистами по внеклассной работе и в системе повышения квалификации.