Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

О ценности библиотерапии

Представьте себе, что можно  принять от  головной боли или бессонницы  не таблетку или микстуру, а конкретную поэму или стихотворение, или вместе с обычными лечебными процедурами пройти в больнице курс «книголечения».  Сегодня  в  ряде стран - Финляндии, Франции, Швеции, Англии, Германии  -  в книжных магазинах продаются сборники терапевтической поэзии в виде упаковок для лекарств. И в медицинских клиниках больным назначают вместе с лекарствами чтение отдельных произведений для ускорения выздоровления…

Психологами замечено, что чем больше  люди читают вообще, тем меньше нужны им настоящие лекарства. У них  ниже риск развития неврозов и психосоматических заболеваний. Человек  читающий более устойчив к стрессам, легче адаптируется к окружающей жизни, способен к развитию.

В последние годы в нашей жизни возник своеобразный  перекос – читать книги стали меньше (появилось много других источников информации), снизилось качество книг (все заполнили «книги-минутки»),  сократилось количество библиотек -  мест, где человек читающий мог найти совет по кругу чтения. Соответственно (в этом можно усмотреть прямую связь!) - резко ухудшилось здоровье людей, выросло количество психических расстройств и неврозов, выросло в стране число аптек и клиник.

Психологи объясняют, что  проблемы со здоровьем   возникают у людей тогда,  когда они не реализуют себя.  Человек, не определившийся, не осознавший себя как личность, не может быть счастлив и здоров в принципе. Решение  же всех этих вопросов возможно через культурную реанимацию  - искусство, музыку, театр, общение…и книги -  весь  арсенал человеческого опыта, накопленного за тысячелетия и аккумулированный в библиотеках…


Книголечение

Библиотеки  с древности называли – аптеками  для души. Хорошие книги  в прямом  и переносном смысле -   действительно идеальные  «лекарства» от человеческих проблем без срока давности и противопоказаний.

Существует метод, с помощью которого книги  успешно применяются для лечения людей -  Библиотерапия  (от латинского biblio - книга и греческого  therapia - лечение, уход за больным).  Он сочетает в себе  два искусства – целительское и словотворческое. Этот метод возник на границе психиатрии  и  литературоведения, и, по словам известного психолога В.Н. Мясищева,  успешно соединил  в себе – книговедение, психологию и психотерапию. Он нашел применение в самых различных сферах жизни общества, в том числе, в педагогике и медицине. По принятому еще в прошлом веке определению, библиотерапия  - это "использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем больного при помощи направленного чтения». Такое чтение отличается от обычного тем,  что при подборе книг (он осуществляется в данном методе таким специалистом как библиотерапевт) бывают учтены  -  психическое состояние человека,  его заболевания, проблемы и переживания, уровень образования, интеллекта. Это необходимо, чтобы  воздействовать на личность в нужном направлении.

Лечение человека книгой  осуществляется в разных формах - через чтение, подобранных библиотерапевтом книг, или чтение и обсуждение книг вместе с психологом, психиатром и библиотерапевтом, в форме творческой переработки прочитанного - самостоятельного творчества (сочинение, стихи, рассказы). При этом  терапевтический эффект достигается за счет осознания человеком травмирующей его ситуации, ее проговаривания, осмысления, и за счет  выработки умения ей противостоять.

Чтение литературы, по мнению специалистов, запускает психический механизм вытеснения отрицательных эмоций. Новые чувства, желания, мысли, усвоенные из книг, вытесняют болезненные,  и предотвращают, таким образом,  их разрушительное воздействие на организм человека и его душу.

 

Читатель – книга – автор

Рассказывая библиотерапии, невозможно обойти  такой родственный метод как  библиопсихологию, возникшую на стыке психологии и литературоведения в 1916 году. Но эта наука не решала вопроса лечения человека с помощью книг.  Она занялась изучением социального и психологического аспектов воздействия книг на читателей, чтобы дать ответ на вопрос, как книги влияют на людей на уровне текста, смысла, какие книги нужны конкретным людям. Таким образом, библиопсихология создавала  научную основу для  применения библиотерапии.

Ведущую роль в создании  системы воздействия  книг на читателя сыграли труды ученого, библиографа и просветителя Н.А. Рубакина, автора библиопсихологии. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение». Он  всю свою жизнь занимался просветительной работой: общий тираж его собственных научно-популярных книг достиг 20 миллионов. Он составил также около 15 тысяч индивидуальных программ чтения и самообразования. Находился в переписке с десятками тысяч читателей, и руководил их самообразованием. Собрал две огромные библиотеки -  130 тысяч томов подарил Петербургской лиге образования и 100 тысяч томов завещал Государственной библиотеке имени В.И.Ленина в Москве, где она и находится. В 1907 г. был вынужден эмигрировать в Швейцарию, и прожил там всю жизнь, не теряя контакта с Родиной и оказывая огромное влияние на образование населения страны. В 1916 году в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал  свою науку  - библиопсихологию. В Лозанне создал уникальный центр научного исследования и пропаганды книги — Международный институт библиопсихологии.

Рубакин написал серию книг и статей  по библиопсихологии.  В работе "Принципы и методы библиологической психологии в их применении к медицинской практике", в частности, он рассматривал  триаду «читатель — книга (текст) — автор», где главная роль принадлежит читателю, который усваивает и осмысливает тексты, привнося в них что-то свое. И, если учесть психотип читателя, то согласно библиопсихологическому учению, можно просчитать и запрограммировать читательскую реакцию на конкретную книгу. Но личной целью ученого было -  не просто научить воздействовать на людей через книги, а  возбудить  интерес  у читателей к серьезной, высокохудожественной и научной литературе.

Исследуя книги, Рубакин  предложил учитывать при их подборе  все, что с ними связано: замысел писателя, сюжет, художественные средства, верстка, шрифт, иллюстрации, формат издания, уровень профессионализма печатника, взгляды издательства, спрос на книжном рынке. Это все, по его мнению, значительным образом  влияет на отношение читателя к книге. Таким образом, им создавались основы современной теории массовой коммуникации. И его представления  и методы  по сей день используются для  диагностики и лечения людей с помощью библиотерапии.

 

Библиорецепты

Главный принцип библиотерапии: «Конкретную книгу — конкретному пациенту в конкретное время». Этот принцип близок тезису библиопсихологической теории  библиопсихолога  Н.А.Рубакина. Но в самом вопросе выбора  книг  единодушия среди  психологов и библиотерапевтов нет. С книгами все, как с лекарствами - то, что помогает одному, для другого может быть бесполезным и даже вредным.

Само состояние человека, его заболевания, настроение,  интеллектуальный уровень существенным образом изменяют  восприятие книги. Поэтому «любое» чтение не так безопасно, как кажется. Навязывание же  литературы человеку  -  в принципе недопустимо, особенно в отношении детей,  оно может отбить охоту к чтению, что и происходит в школах.

Итак, наиболее часто рекомендуемые библиотерапевтами книги по разным источникам  -  это  Грин А. Алые паруса, Алексин А. Рассказы, Базен Э. Встань и иди, Бек А. Жизнь Бережкова, Берггольц 0. Я сердце свое никогда не щадила, Бовуар С. Очень легкая смерть,  Брет Гарт Ф. Счастье Ревущего стана, Бронте Ш. Джейн Эйр, Булгаков М. Записки юного врача, О’Генри  Избранные произведения, Голсуорси Дж. Сильнее смерти. Наиболее часто рекомендуемые писатели - М. Твен, Я. Гашек; Р. Бредбери, А. Азимов, Э. Рассел, А. и Б. Стругацкие, Р.Шекли; Д. Хаммет, Ж. Сименон.

Наиболее типичные рекомендации по психологическим проблемам: при неуверенности в себе – биографии, воспоминания, письма Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, для развития -  философская литература и классические художественные произведения, для контроля над психическим состоянием и поведением  - Д. Фурст «Невротик», Э. Кречмер  «Об истерии»,  А. Лазурский  «Классификация личностей», И. Кон «Социология личности», С. Шнабль «Интимное поведение», при конфликтах – произведения В. Лихоносова, В. Потанина, Ю. Нагибина, для терапии поведения детей – "Вредные советы" Г. Остера, при проблемах в сфере отношений – Мопассан «Милый друг», «Наше сердце», Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть», «Любите ли вы Брамса?», Сомерсет Моэм   «Театр», «Луна и грош», «Разрисованный занавес», при  поиске смысла жизни  - Голсуорси  «Сага о Форсайтах»,  Толстой «Война и мир», Коэльо «Алхимик», «Вероника решает умереть», при  угнетенном состоянии - произведения Шекспира, Бунина, Бродского, при неврозах  - сказки Андерсена.

Наталия Жебит

Источник: https://www.b17.ru/article/vysikie_tsennosti_biblioterapii/

04.12.2017, 1646 просмотров.