А.А. Сурков «Областная юношеская
библиотека имени А.А. Суркова»
Государственное учреждение культуры Ярославской области
pipl
 
На главую поиск карта сайта
 
Главная Психолог Достойно вашего внимания Подборка упражнений для развития навыков публичных выступлений в домашних условиях
 

Подборка упражнений для развития навыков публичных выступлений в домашних условиях

Как вы думаете, с чего начинается подготовка к публичному выступлению? Нет, не с написания текста. Какой бы великолепный не был у вас текст, если вы мямлите, говорите тихо и непонятно, то ваше выступление будет провалено. Если вы хотите, что бы с ваших первых слов слушатели замирали от восхищения, то вам предстоит поработать. Выполняйте эти упражнения каждый день и уже через две недели вы ощутите разницу.

Дыхание

Дыхание – одно из самых важных составляющих красивой и правильной речи. Без постановки дыхания мы не сможем работать над голосом.

Давайте проверим, как вы дышите. Для этого положите одну руку на живот, другую на грудь и глубоко вдохните. Если при вдохе живот втянулся к позвоночнику, а плечи поднялись – у вас верхнее дыхание. Если при вдохе живот надулся шариком, а плечи остались на месте – у вас нижнее дыхание. К нему мы и будем стремиться.

Почему нам так важно нижнее дыхание? Это так называемое диафрагмальное дыхание. Если мы научимся дышать «животом», мы сможем, во-первых, контролировать свое дыхание при волнении, во-вторых, говорить длинные фразы, в-третьих, наш голос будет звучать объемнее и красивее.

Для тренировки выполняйте упражнение: сделайте вдох носом, живот при этом надувается, на выдохе говорим одно слово. Потом увеличиваем количество слов и длину предложений.

Голос

Что такое наш голос? Это прежде всего инструмент. И главная наша задача – научится им пользоваться.


Существует четыре самых важных параметра голоса:

• Скорость (медленно/быстро)

• Громкость (громко/тихо)

• Диапазон (низкие/высокие ноты)

• Дикция


Приступим к диагностике голоса, используя методику Евгении Шестаковой из книги «Говори красиво и уверенно». Между прочим, в книге есть масса интересных упражнений.


1. Диагностика скорости звучания

Когда мы волнуемся, скорость нашего звучания сбивается, мы начинаем тараторить со скоростью света, или же наоборот, наши фразы становятся тягучие, как мед. Какой же должна быть оптимальная скорость звучания?

Для диагностики скорости звучания и темпа речи выполните следующее упражнение. Прочитайте вслух стихотворение С. Есенина, засекая время по секундомеру. Читать необходимо в том темпе, который для вас является привычным. Итак, установили секундомер. Начали!


Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришлось процвесть и умереть.


Дочитали. Остановили секундомер. Стихотворение рассчитано ровно на одну минуту. Если вы закончили раньше, значит, вы слишком торопитесь. Если же наоборот, на прочтение у вас ушло больше одной минуты, то ваша речь очень медлительна. Если вы уложились в одну минуту – поздравляю! У вас прекрасное чувство времени. Используйте это упражнение для самодиагностики и стремитесь к идеальному результату.


2. Диагностика громкости звучания

Для диагностики громкости необходимо прочитать следующую чистоговорку (заодно и поработаем над дикцией). Первый раз прочтите ее четко, спокойно.

Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава.

Второй раз читаем и постепенно, от слова к слову, повышаем громкость голоса. Начинаем с самого тихого звучания голоса (но не с шепота, в этом случае на связки поступает большая нагрузка). А затем наращиваем громкость, дойдя в финале до максимума.

Что вы ощущаете? Чувствуете ли вы усталость? Или вам комфортно и легко? Тренируйте силу голоса, тогда вас сможет услышать абсолютно каждый человек в зале.

 

Совет: записывайте свою речь на диктофон, тогда вы сможете услышать свои ошибки, а главное, сможете наблюдать за своим прогрессом.


3. Диагностика диапазона звучания

Когда нас охватывают эмоции, нам сложно контролировать силу голоса, часто он срывается и становиться выше.

Прочитайте две строчки в среднем темпе, постепенно от слова к слову, повышая тон голоса. Первые слова вам необходимо произносить на самом низком тоне, на который вы способны. Для этого вам необходимо хорошенько зевнуть, во рту должен образоваться объем-купол, и с выдохом, не теряя объем, начать говорить.

Последние слова должны звучать максимально высоко. Для этого вам нужно представить себя героем мультфильма, который говорит писклявым голосом, после этого широко улыбнитесь и начните говорить фразу, посылая ваш голос прямиком в макушку.


Блок – король и маг порока.

Рок и боль венчают Блока.


Удалось ли сделать диапазон от самого низкого к самому высокому? Или звуки практически не отличались друг от друга?

 

Работая над диапазоном голоса мы приобретаем необходимый навык интонирования, который наделяет нашу речь эмоциями и не дает скучать зрителю.


4. Дикция

Самая простая, но эффективная работа над дикцией – это чтение скороговорок. Вот несколько моих любимых:


 

На дворе – трава,

на траве – дрова,

раз дрова, два дрова,

три дрова.

Не руби дрова

на траве двора


***

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал у Клары кораллы,

То Клара не крала б у Карла кларнет.


***

Сшит колпак, да не по-колпаковски;

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,

Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить


Выбирая скороговорки, работайте над теми, в которых есть сложные для вас звуки. Да, это будет нелегко, но вы увидите результат.

Совет: Представляйте то, о чем говорите, рисуйте в голове картинки, тогда вам станет легче читать даже самые сложные скороговорки.

Не расстраивайтесь, если что-то не получилось с первого раза: работа над голосом очень сложная и требует терпения и усилий. В любом случае, ваши старания окупятся, и в скором времени вы сможете стать мастером публичных выступлений. Удачи!

Автор статьи: Судиловская Инна – преподаватель Юниум по искусству общения.

Источник:https://unium.ru/blog/the-art-of-communication-in-the-home/

25.08.2018, 29 просмотров.

 
 
 
 
2009 © «Областная юношеская библиотека имени А.А. Суркова»

Рекомендации по правилам личной безопасности

Создание сайта — студия "Paradox"
    г. Ярославль
Московский пр-т, 147

    Режим работы:

понедельник - суббота с 10.00 до 18.00

воскресенье - выходной

последняя среда месяца - санитарный день

Обслуживание читателей заканчивается за 10 минут до закрытия библиотеки

   
(4852) 445 394