А.А. Сурков «Областная юношеская
библиотека имени А.А. Суркова»
Государственное учреждение культуры Ярославской области
pipl
 
На главую поиск карта сайта
 
Главная Психолог Достойно вашего внимания Ресурсы и дары традиции: совместное чтение литературных произведений как психологическая практика.
 

Ресурсы и дары традиции: совместное чтение литературных произведений как психологическая практика.

Испокон веков рассказывание и слушание историй присутствовало в жизни человеческих сообществ. Это могло выглядеть как встречи членов племени у общего костра, где люди делились как событиями, происшедшими с ними в странствиях и на охоте, так и дарованными ночью сновидениями. Это были сказки в полумраке перед сном, и песни бардов и скальдов, исполняемые на праздничных пирах и тризнах.

В наше время, по мере развития электронных носителей информации, традиции разделённого со спутниками восприятия текстов почти полностью отошли в прошлое. В социальных сетях многие из нас встречали дискуссии, в которых звучала тема естественности исчезновения бумажных книг (и даже ненужности их). И дело не только в смене способов контакта с текстом. Этот контакт с литературными произведениями приобретает все более аутистические, так сказать, оттенки, когда читатель подчас заглатывает текст, ухватив поверхностные слои сюжета, но значительная часть воспринятого при этом загружается напрямую в бессознательное, не имея возможности быть осмысленной, пережитой и интегрированной, уходя в теневые области.

Впрочем, большинство из нас ни с чем иным и не сталкивались. Традиция совместного, разделённого чтения, если можно так выразиться, почти утрачена. И, хотя привычка читать книги детям как будто бы сохраняется, мы замечаем, что нередко это носит характер обязательного мероприятия, на котором текст как будто бы закладывается в ребёнка, как файл с флэшки в компьютер… Но нет последующего обсуждения прочитанного – совместно с ребёнком… где взрослые как будто бы не настроены узнать, что услышал малыш, какие образы, чувства и фантазии родились у него, и что происходит далее в его воображении.

С учетом того, что сейчас в открытом доступе присутствует самая разная литература, пробуждающая самые разные чувства, переживания, а подчас и страсти, возможность читать и странствовать в пространстве текста не в одиночку, а в компании спутников-единомышленников оказывается весьма ценной. Именно такое пространство создают сообщества, построенные по типу своего рода литературно-психологических клубов, где чтение является совместным, разделяемым с группой товарищей, процессом.

Один из предлагаемых в таких сообществах формат - чтение «свежего» для восприятия, возможно, незнакомого, текста, создает ситуацию непосредственного и целостного контакта с литературным произведением «здесь и сейчас» - что таит в себе возможность эмоционального соединения, одновременной работы сознания и интеллекта, и бессознательных структур личности. По мере слушания, восприятия как смысловой, так и образной составляющей текста, активизируются глубинные ресурсы памяти, те области подсознания, где хранятся наши «заархивированные файлы» в виде ранних детских переживаний (как питающих, так и травматичных), вытесненных ассоциаций, возможно - подавляемых аффектов и запрещаемых ранее чувств.

Формат группового обсуждения литературного произведения в кругу людей, объединённых общими интересами, создает то, что в психологии обозначают как прочный и гибкий «контейнер» - безопасную творческую среду для совместной работы. И здесь немалую роль играет именно наличие круга единомышленников, круга сопричастных, разделивших твои переживания и ощущения.

Это как если бы мы сравнили погружение в текст с прогулкой по лесу. Бывает, что в солнечный сухой день, да по знакомому редкому лесочку, откуда хорошо видно дорогу, гулять легко и безопасно. Но вот если ты забрёл в незнакомый лес, один, небо хмурится, и тропка едва видна… Поневоле подумаешь о том, как пригодился бы спутник, присутствие которого дало бы ощутимую поддержку. Так и странствие по метафорическим дорожкам литературного произведения может в какие-то моменты потребовать поддерживающего присутствия спутника, с которым мы проживаем некий общий опыт.

Что же происходит с человеческой психикой во время чтения, если попытаться воспользоваться психологическими понятиями? Любое произведение рождается в процессе взаимодействия бессознательных содержаний автора и создаваемого им сюжета; последний наполнен образами, метафорами и ассоциациями, соответствующими описываемым эпохе, событиям и характерам героев. Этакий гремучий сплав мыслей, чувств и действия... взаимодействующий напрямую, через магию текста, с бессознательным читателя… также живущего в собственном символическом пространстве, обусловленном как особенностями эпохи, так и всей историей своей жизни.

Нередко, отложив прочитанный роман, повесть, рассказ, мы оказываемся на какое-то время захвачены родившимися в процессе чтения чувствами, внезапно пробудившимися воспоминаниями… Иногда это «послевкусие» сохраняется от нескольких часов до нескольких дней, будоража и дестабилизируя. При работе с текстами в группе, каждый из нас, благодаря наличию символических попутчиков, имеет возможность непосредственно в процессе чтения и по его окончании разделить свои переживания, поделиться фантазиями и ощущениями.

По сути, формат литературной психологической группы дарит нам то же, что и психотерапевтический процесс. Это присутствие неравнодушных свидетелей, со-чувствующих, со-переживавших в процессе контакта с историями почти то же, что чувствовали и пережили мы, но, возможно, получивших также нечто иное, что может как обогатить наше восприятие, так и внести некую завершённость, возможно, умиротворение.

Опыт участия в подобных встречах в нашем собственном психологическом сообществе (Пермская Ассоциация аналитической психологии) позволяет расценивать их как один из вариантов глубинной работы с ресурсами человеческой души, путем использования потенциала литературного наследия авторов, обогащающих нас образами и переживаниями различных эпох и народов, простраивая и укрепляя питающую связь с корнями, основами человечества. Переживания и инсайты, происходящие в литературно-психологическом пространстве, запускают наши собственные процессы понимания, интеграции, возможно - исцеления.

Хребтова Нина Львовна

 

Источник: https://www.b17.ru/article/89814/

16.10.2018, 15 просмотров.

 
 
 
 
2009 © «Областная юношеская библиотека имени А.А. Суркова»

Рекомендации по правилам личной безопасности

Создание сайта — студия "Paradox"
    г. Ярославль
Московский пр-т, 147

    Режим работы:

понедельник - суббота с 10.00 до 18.00

воскресенье - выходной

последняя среда месяца - санитарный день

Обслуживание читателей заканчивается за 10 минут до закрытия библиотеки

   
(4852) 445 394