А.А. Сурков «Областная юношеская
библиотека имени А.А. Суркова»
Государственное учреждение культуры Ярославской области
pipl
 
На главую поиск карта сайта
 
Главная Психолог Достойно вашего внимания Ожидания от других – ожидания от себя: правильная работа с ожиданиями
 

Ожидания от других – ожидания от себя: правильная работа с ожиданиями

Наверняка вы слышали о фразе: «Никто никому ничего не должен». Возможно, вы и сами придерживаетесь данной философии. Но задумайтесь: если никто никому ничего не должен, почему мы в таком случае что-то от кого-то ждем? Почему разочаровываемся, когда не происходит то, чему следовало бы произойти? Ответ таков: потому что ожидания – неотъемлемая часть нашей жизни, и сложно себе представить общество абсолютно равнодушных и незаинтересованных ни в ком и ни в чем людей.

Ожидание – это наиболее вероятностная оценка того, что произойдет в условиях неопределённости. Психологическое же ожидание основано на наших субъективных оценках, и как правило, связано с осуществлением желаний.

Процесс формирования ожиданий непрерывен в силу того, что он напрямую связан с работой мозга, останавливающейся только в последний момент, и очень важно уметь управлять своими ожиданиями, потому что их психологическое воздействие очень велико. Связано это с тем, что, когда мы ожидаем чего-либо, в нашем организме вырабатывается гормон дофамин – стимулятор возбуждения и волнения (еще его называют гормоном радости, любви или страсти). Вырабатывается данный гормон именно когда мы ожидаем получить какие-либо положительные эмоции.

Довольно очевидно, что все люди хотят быть счастливыми, и все наши ожидания связаны с улучшением условий жизни, с изменениями, реализацией планов, исполнением желаний. Однако иногда мы возлагаем слишком много на окружающих, ждем того, что не зависит от нас и отчасти неисполнимо. Давайте рассмотрим на примерах как управлять своими ожиданиями.

Этап 1

Перво-наперво ваша задача заключается в том, чтобы честно и откровенно поговорить с собой. Выскажите (а еще лучше – запишите) все ожидания, которые, по вашему мнению, должны быть исполнены, но все никак не найдут себе место в реальном мире и в связи с этим изрядно портят ваше настроение. К примеру:

  • Моя подруга должна звонить мне каждый день.
  • Я хожу в бассейн уже два месяца, а так и не похудеть.
  • Коллеги на работе не любят меня.
  • Жена пилит меня по поводу и без.
  • Опять дождливый день…

После того как оформите список, пробегитесь по нему еще раз вне зависимости от того, большой он или маленький. Нам иногда свойственно придумывать проблему на пустом месте, так что отберите те ожидания, которые реально мешают вам жить.

Этап 2

После того как вы сформулировали свои требования и ожидания к себе и окружающим, переформулируйте их в разрешения. Ожиданиям, как правило, свойственна некоторая категоричность, к примеру, в нашем первом приведенном ожидании это выражает слово «должна», во втором – «уже…, так и не…», в третьем – «не любят» и т.д.  Эти самые слова и являются звоночком для того, чтобы вы осознали, что мир вокруг несовершенен (кстати, не только вокруг, но и внутри), и некоторые вещи в своем сознании следует «смягчать», делать менее категоричными и безапелляционными.

Давайте посмотрим, какие разрешения получатся в наших примерах:

  • Моя подруга не обязана звонить мне каждый день.
  • Я хожу в бассейн два месяца, но мой организм может тяжелее других справляться с лишним весом.
  • Коллеги на работе – обычные люди, которые имеют право на собственное мнение, в том числе и отрицательное.
  • Жена много трудится и иногда может сорваться – она тоже человек.
  • Дождь не может идти вечно, а пока нужно потерпеть – от меня это не зависит.

На втором этапе главная задача – понизить степень напреженности, эмоционально разрядить накал предложений. В этих предложениях тон автора уже менее категоричен более близок к реальности. Держите именно эту формулировку у себя в голове, заучите её и вспоминайте каждый раз, когда проблема всплывает на поверхность реальности.

Тем не менее недостаточно просто разрешить кому-то что-либо выполнять или не выполнять. Да вы и скажете: «Но если это проблема, неужели я просто так должен занять позицию отступления и не претендовать ни на какие блага?» Безусловно, нет. И вот здесь появляется третий этап.

Этап 3

Когда на первом этапе мы составляли список ожиданий, мы договорились, что уберем оттуда непринципиальные и не очень важные требования. Это важная заметка, потому что во всех остальных ожиданиях мы реально видим и чувствуем дискомфорт, значит, нас это беспокоит. Следовательно, все-таки нужно искать какой-то выход из этих проблемных ситуаций.

И здесь нам также предстоит переформулировать наши ожидания, только уже не в разрешения, а в требования, но при условии их ясности и разумности, четкости и существенности. Вот как это выглядит:

  • Моя подруга должна звонить мне каждый день.

Моя подруга не обязана звонить мне каждый день, но нам следует поддерживать контакт, поэтому два звонка в неделю – не так уж напряжно.

  • Я хожу в бассейн уже два месяца, а так и не похудела.

Я хожу в бассейн уже два месяца. Возможно, мой организм тяжелее других справляется с похудением, и для этого мне следует исключить мучное и сладкое из рациона, потому что одними физическим нагрузками результата не добьешься.

  • Коллеги на работе не любят меня.

Коллеги на работе – обычные люди, которые имеют право на собственное мнение. Если я буду относиться к ним уважительно, то получу это и в обратном направлении.

  • Жена пилит меня по поводу и без.

Жена много трудится и устает, но, если она кричит или ругается незаслуженно, нам нужно обговорить это.

  • Опять дождливый день…

Дождь не может идти вечно, нужно потерпеть – погода от меня не зависит. Но хочется уже пойти, прогуляться по солнышку.

Данный метод позволит вам еще лучше понять самого себя, свои проблемные моменты, однако на этом этапе не стоит решаться на разговор и предъявлять требования, потому что это все же довольно категоричный шаг. А вот на заключительном этапе уже следует приступать к действиям.

Этап 4

Вновь займитесь переформулированием, только уже из требований создавайте просьбы, при условии их мягкости и деликатности. Однако перед тем, как приступать к описанию формулирования просьб, хотелось бы предложить вам пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», где всего за 6 недель вы научитесь управлять своими эмоциями, справляться со стрессом на работе, учебе, волнением, страхом перед ответственными событиями, а также апатией. Безусловно, программа также будет отличным вспомогательным инструментом при работе с ожиданиями.

Итак, вновь обратимся к нашим примерам:

  • Моя подруга не обязана звонить мне каждый день, но нам следует поддерживать контакт, поэтому два звонка в неделю – не так уж напряжно.

«Привет. Давно не слышала от тебя звонка. Раньше мы общались гораздо чаще. Понимаю, что у тебя дела, семья, все прочее, но, если честно, мне тебя не достает. Давай попробуем выбрать время, конкретные дни, когда у тебя более или менее свободно, и будем созваниваться, обмениваться новостями. Ты не против?»

  • Я хожу в бассейн уже два месяца. Возможно, мой организм тяжелее других справляется с похудением, и для этого мне следует исключить мучное и сладкое из рациона, потому что одними физическим нагрузками результата не добьешься.

«Если я возьму под контроль свой рацион, у меня получится выглядеть замечательно. Вдобавок я докажу себе, что умею бороться с собой, у меня есть сила воли. Все, с сегодняшнего дня начинаю следить и за питанием».

  • Коллеги по работе – обычные люди, которые имеют право на собственное мнение. Если я буду относиться к ним уважительно, то получу это и в обратном направлении.

«Доброго дня. Сегодня решила заскочить в магазин по дороге и взять вкусных печенек к кофе. Надеюсь, вам понравится. О, Алина, вы сегодня замечательно выглядите!»

  • Жена много трудится и устает, но, если она кричит или ругается незаслуженно, нам нужно обговорить это.

«Дорогая, нам нужно поговорить. Я думаю, в последнее время мы часто спорим и ругаемся по поводу всяких мелочей. Давай постараемся это исправить. Я бы хотел, чтобы мы жили во взаимопонимании и уважении и с терпением относились к мыслям и желаниям друг друга».

  • Дождь не может идти вечно, нужно потерпеть – погода от меня не зависит. Но хочется уже пойти, прогуляться по солнышку.

«У меня где-то лежит красивый плащ, нужно его использовать – погода как раз под него. К тому же с зонтом будет смотреться очень элегантно. Нужно, кстати, прикупить непромокаемую обувь – повод заняться шоппингом! А как наступят солнечные дни, буду гулять себе вдоволь, ведь дождь не может идти вечно…»

Попробуйте заучить новые переформулированные просьбы. Это поможет достичь желаемого результата, избавиться от лишних ожиданий и наладить отношения со своими близкими и знакомыми людьми, а также с самими собой.

Сейчас вновь обратитесь к сформулированным просьбам, и вы убедитесь, что все они зависят напрямую от вас (даже в случае с погодой, когда вы сами можете создать себе настроение!)

Именно вы можете стать инициатором более активных и доброжелательных отношений со своими друзьями, в ваших силах побороть себя и начать двигаться к совершенству более разумно и осмысленно, вы можете расположить коллег своим открытым, позитивным поведением, ваша семейная жизнь зависит только от вас, вашего настроя и искренних чувств, вы – повелитель своего настроения и хода своей жизни. Конечно, все ситуации разные и развиваются по различным сценариям. Но помните – любая ситуация имеет какой-то логический выход, и как правило, вы его знаете. Остается только признаться себе в нем и начать действовать.

Ждать чего-то всю жизнь, требовать чего-либо от других – не очень практичная жизненная позиция, потому что это вызывает сплошные негативные эмоции у других людей, и как следствие, у вас. Но все же у нас не могут не возникать желания и цели, ожидания и предвкушения. В таком случае важно правильно с ними работать и уметь формулировать их в аккуратную и изящную форму. Учитесь навыкам коммуникации, и тогда все в вашей жизни будет на своем месте.

Источник: https://4brain.ru/blog/rabota-s-ozhidanijami/


19.06.2020, 153 просмотра.

 
 
 
 
2009 © «Областная юношеская библиотека имени А.А. Суркова»

Рекомендации по правилам личной безопасности
    г. Ярославль
Московский пр-т, 147

    Режим работы:

понедельник - выходной

вторник - пятница - с 10.00 до 19.00

суббота - воскресенье - с 10.00 до 18.00

последняя среда месяца - санитарный день

Обслуживание читателей заканчивается за 10 минут до закрытия библиотеки

   
(4852) 445 394
   
e-mail: