А.А. Сурков «Областная юношеская
библиотека имени А.А. Суркова»
Государственное учреждение культуры Ярославской области
pipl
 
На главую поиск карта сайта
 
Главная Психолог Достойно вашего внимания Чем наши подростки отличаются от заграничных?
 

Чем наши подростки отличаются от заграничных?

Про теорию поколений слышали если не все, то многие. Как внешние обстоятельства влияют на формирование личности? В чем похожи современные девушки и юноши из разных стран? И чем отличаются люди поколения Z, например, Китая от наших соотечественников? Как складываются отношения зумеров с родителями?
Об этом и не только - в статье на РБК Стиль, которую мы с удовольствием здесь приводим.

Если начать сравнивать привычки и взгляды представителей поколения Z в разных странах, становится окончательно ясно (если вдруг раньше вы в этом сомневались), что теория поколений лучше работает в рамках одной отдельно взятой страны. Даже глобальные события, такие как финансовый кризис 2008 года, на подростков в разных странах повлияли совершенно по-разному. Для одних оно стало главным потрясением детства, когда родители лишились дома, семье пришлось переехать и отстраивать свою жизнь из руин, для других - ну в новостях слышали.

В числе характеристик, которые совпадают во всех странах, разве что тот факт, что все эти юноши и девушки выросли в обнимку с гаджетами и общение в соцсетях и мессенджерах для них равноценно общению в личном пространстве: не случайно одно из названий поколения, родившегося после 2000 года, - "цифровые аборигены". Теперь в графу "общее" можно будет добавить и воспоминания о лете 2020 года, когда зумеры оказались изолированы с родителями дома. А дальше начинаются различия.


Виды на будущее

Детство всех зумеров в большинстве более-менее развитых стран было относительно безоблачным: у них была еда, одежда и гаджеты, и главное - вдоволь общения. Им было несложно найти группу по интересам для общения, даже если интересы эти были довольно специфическими. Мировых войн на их долю не отвесили, и даже 11 сентября большинство их них не застали.

Это в общем, но есть, как говорится, нюансы. Скажем, во Франции "поколением Z" считаются люди от 15 до 25 лет, и это далеко не самое веселое поколение в истории. Во-первых, многие из них, едва выйдя на рынок труда, столкнулись с тем, что не могут найти работу, - уровень безработицы среди представителей этого поколения составляет 24%. Это связано и с тем, что более взрослое население все еще очень активно, постоянно повышает свою квалификацию, поздно уходит на пенсию и, соответственно, не торопится давать дорогу молодым. В дефиците даже рабочие места в службах доставки и на кассах супермаркетов, а позиции в IT  и интернет-маркетинге придется с боем выбивать у первопроходцев-миллениалов. Во-вторых, социологи называют французских зумеров "поколением Батаклан" - на их подростковый возраст и юность пришлось несколько глубоко травмирующих событий, которые приковали к Франции внимание всего мира. Ни первое, ни второе не способствует ощущению безопасности и надеждам на светлое будущее, так что французских зумеров считают поколением пессимистов.

Неуверенность в будущем, согласно исследованиям Deloitte и других авторитетных компаний, характерно и для подростков Великобритании, Германии, Италии и многих других западных стран. Во многих странах молодые люди уже начали смиряться с тем, что, вероятнее всего, будут зарабатывать меньше своих родителей. Средний класс, который неплохо себя чувствовал в 1990-х годах почти во всем мире, кроме Восточной Европы и постсоветского пространства, сейчас заметно съеживается, нынешнюю эпоху трудно назвать эрой экономического процветания. Зная об этом, зумеры, например, не торопятся съезжать от родителей, даже если уже окончили школу.

Российские подростки с этой точки зрения больше нацелены на вывстраивание карьеры, тяжелый труд, зарабатывание денег и в конечном итоге самостоятельность: период взросления их родителей пришелся на 1990-е и 2000-е, и те уже показали детям своим примером, что цена денег - долгие рабочие часы, большая ответственность и риски.


Отцы и дети

Про поколение Z часто пишут, что они "объявили войну" отцам и дедам и придумали фразу "ок, бумер", которой ставят на место старших товарищей, которые часто относятся к ним свысока. Но тот, кто сможет назвать поколение, которое этого не делало, может взять с полки пирожок. Обвинение родителей и старших начальников в том, что они "все уронили", - часть программы абсолютно всех молодых людей во все времена. Европейские исследователи сходятся во мнении, что поколение Z на самом деле унаследовало большую часть ценностей от миллениалов и иксеров, то есть, по большому счету, не так уж сильно отличается от своих родителей. Даже Грета Тунберг, одна из самых ярких представителей поколения, появилась не из ниоткуда: символом экодвижения ее сделали старшие товарищи. Экоактивисты существуют уже не первое десятилетие, и многих миллениалов вопросы спасения планеты волнуют гораздо сильнее, чем подростков, которые в массе своей пока больше озабочены обычными проблемами, свойственному их возрасту.

У российских зумеров отношения с родителями и старшими товарищами складываются несколько иначе: поскольку "взрослое" российское общество очень неоднородно с точки зрения убеждений и взглядов на происходящие в мире перемены, подростки скорее воспримут убеждения отдельных персонажей, которые покажутся им харизматичными и убедительными, даже если мнения этих персонажей отличаются от настроений в обществе в целом. Именно поэтому на российских инфлюэнсерах, будь то рэпер или бьюти-блогер, лежит колоссальная ответственность за их высказывания.

А что там в поднебесной?

Для китайских зумеров один из приоритетов - стремление быть уникальным: исследования показывают, что у городской молодежи пользуются популярностью скорее вещи независимых брендов, лимитированные коллекции, единственные в своем роде предметы. Тут надо вспомнить, что в Китае поколение Z - самое малочисленное из всех предыдущих: эти дети родились в период политики "одного ребенка". Если во всем мире зумеры составляют примерно 30% населения своей страны, в Китае это всего 20%. Многие из них были единственными детьми в семье, что для Китая действительно из ряда вон выходящее явление, так что это уже совсем другие китайцы, в самом деле племя молодое, незнакомое и гораздо более индивидуалистическое, чем их родители, бабушки и дедушки.

Причем китайское поколение Z еще более цифровое, чем в любой другой стране мира.

До вживления чипов им осталась, кажется, пара лет, в супермаркете давно уже можно расплатиться, просто посмотрев в камеру, а по улицам уже вовсю ездят автомобили без водителей. Эпидемия ковида дала этой индустрии мощный толчок развития: во время локдауна в Китае использовали грузовики без водителей для доставки товаров и самоходные поливальные машины для дезинфекции улиц, а в мае по некоторым шоссе разрешили движение беспилотных пассажирских авто. То есть условному китайскому подростку по достижении определенного возраста, возможно, уже не придется получать водительские права, а профессии таксистов и водителей уйдут в прошлое.

Мы все такие разные

Важное слово для молодых жителей многих развитых стран, таких как США, Бразилия, Великобритания, Франция, Австралия, Канада, - diversity, разнообразие. В этих странах зумеры - самое пестрое из всех предыдущих поколений, причем это касается абсолютно всего - цвета кожи, формы тела, гендерной самоидентификации. Если даже миллениалам приходится напоминать при помощи рекламных кампания и кампаний информирования в СМИ, что все люди разные и критиковать людей на основании их национальности, сексуальной ориентации, скажем так, нехорошо, то для поколения Z это очевидный факт. Если представитель поколения X, увидев человека андрогинного вида, будет долго и упорно пытаться понять, мальчик перед ним или девочка, зумер просто пожмет плечами и продолжит заниматься своими делами, потому что "а какая, собственно, разница?".

Российские подростки, за исключением представителей некоторых узких идеологических групп, тоже в целом гораздо более открыты к идее, что люди не обязаны жить и выглядеть по шаблону. Но к ним эта мысль пришла органическим образом, без громких рекламных и маркетинговых кампаний.

 

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/pokolenie-z-u-nas-i-u-nikh-chem-nashi-podrostki-otlichayutsya-ot-zagranichnykh.html

30.09.2020, 52 просмотра.

 
 
 
 
2009 © «Областная юношеская библиотека имени А.А. Суркова»

Рекомендации по правилам личной безопасности
    г. Ярославль
Московский пр-т, 147

    Режим работы:

понедельник - выходной

вторник - пятница - с 10.00 до 19.00

суббота - воскресенье - с 10.00 до 18.00

последняя среда месяца - санитарный день

Обслуживание читателей заканчивается за 10 минут до закрытия библиотеки

   
(4852) 445 394
   
e-mail: