Теме ораторского искусства, риторики, уверенного поведения и другим связанным с ними вопросам сегодня посвящено довольно большое количество книг, каждая из которых по-своему интересна и уникальна, и в каждой из которых приводится полезнейшая информация. Необходимость иметь хорошую теоретическую базу и владеть знаниями, действительно, важна. Но нельзя забывать и о том, что, помимо теории, существует и практика, которая играет не менее важную роль. Данное методическое пособие предназначено для молодежной аудитории и всех, кто с нею работает.
Пространство ребенка и его место в пространстве семьи. Часть 1. Родительская жестокость, 2015. - 24 с.
В наше время мы все чаще сталкиваемся с жестокостью в семье, когда родители забывают о том, какую важную роль они играют в судьбе своего ребенка, какое огромное влияние оказывают методы воспитания на формирование его характера, его личности. Современная жизнь рождает массу причин, вызывающих агрессию в обществе и даже в семье, хотя именно семья должна быть теплой и безопасной, особенно для ребенка. Мы раскрываем эту тему на материале литературных произведений, в каждом из которых рассматривается типичная жизненная ситуация.
Рождение в радости: обзор литературы для проведения занятий с молодыми родителями, 2015. - 32 с.
В данном методическом пособии мы продолжаем работу с молодыми родителями. На сей раз мы предлагаем обзор литературы по беременности и родам – такому непредсказуемому, тревожному, счастливому периоду жизни и долгожданному событию, его завершающему. От того, как женщина примет свою новую роль, во многом зависит, насколько близкими станут ее отношения с ребенком, насколько гармоничной личность ребенка будет в дальнейшем. Эта информация будет полезна не только женщинам, будущим матерям, но и будущим отцам новорожденного. Ведь от отца во многом зависит, насколько счастливо и полноценно будет прожит этот девятимесячный отрезок времени в семейной истории. Надежность будущего отца, его любовь, забота и бережное отношение приносят женщине спокойствие, уверенность в себе, возможность направить все силы на установление раннего контакта с ребенком.
Быть правым или быть любимым: конфликты в молодой семье и их разрешение, 2015. - 24 с.
Каждая супружеская пара сталкивается в семейной жизни с ситуациями, которые могут привести к конфликту. Особенно много таких ситуаций возникает в жизни молодой, малоопытной семьи. Не допустить развития конфликта и продуктивно разрешить его – непростая задача. Поэтому полезно иногда задуматься: «Хочу ли я быть правым или быть любимым?» И если отношения действительно имеют ценность, то, может быть, иногда стоит отказаться от «правоты» в пользу «любви»? В пособии также предлагается опросник для определения уровня конфликтности в супружеской паре.
Общаться? Легко! (программа коммуникативного тренинга для подростково-юношеской аудитории), 2014. - 29 с.
Неуверенность, застенчивость, скованность, напряжение, волнение при мысли о необходимости начать беседу с малознакомым собеседником известны каждому молодому человеку. Как считают психологи, юношество является самым сложным периодом в жизни человека. Эти сложности развития связаны со стремительными физиологическими, гормональными, биохимическими изменениями организма. В результате, качественной перестройке подвергаются и психические процессы, возникают и формируются новые социальные установки, меняется характер взаимоотношения и общения с окружающими. Целью данного методического пособия является формирование эффективных способов коммуникации.
Как справиться с ленью: методические рекомендации для проведения занятий с юношеской аудиторией, 2014. - 28 с.
Тема преодоления лени весьма актуальна. Социологические опросы молодежи, посвященные этой теме, показывают, что лень является одним из основных факторов, отрицательно влияющих на реализацию жизненных планов молодых людей. В основе внешних проявлений лени часто лежат скрытые, невидимые невооруженному глазу причины. Чтобы ответить на вопрос: «Как справиться с ленью?», необходимо вскрыть эти причины, описать психологические феномены, скрывающиеся за внешними проявлениями лени. Это поможет «посмотреть врагу в лицо», воздействовать на глубинные причины лени.
Секркты нашей памяти (выпуск 1), 2013. - 28 с.
Очевидно, каждому человеку доводилось затрачивать огромное количество времени на подготовку к урокам, лекциям, на сдачу различного рода зачетов и экзаменов. И, вероятно, многим хотелось бы уменьшить это время. Возможно ли это? Конечно, если научиться быстрее запоминать. Немалое количество временных затрат сокращается при освоении приемов и техник эффективного запоминания. Кроме того, временные потери возрастают из-за плохого внимания. Умение сосредотачиваться и не отвлекаться лежит в основе эффективной учебы. За счет этих двух составляющих можно значительно улучшить скорость и качество работы с информацией. В данном пособии изложены самые простые и эффективные способы запоминания материала.
Секреты нашей памяти (выпуск 2), 2013. - 21 с.
Еще французский писатель Франсуа Ларошфукозаметил, что почти все люди жалуются на свою память, но никто – на свой здравый смысл. Именно она, коварная, подводит в самый неподходящий момент – а где он, подходящий? Но, если во времена Ларошфуко еще можно было позволить себе роскошь иметь слабую память, то в ХХI, информационном веке, это невозможно. Стоит отметить, что память человека эффективно работает не только и не столько с помощью тех или иных техник и приемов запоминания информации. Важную роль в развитии памяти играют, казалось бы, не связанные с памятью навыки, такие как умение эффективно слушать и вести записи актуального, значимого материала.
Почему они такие разные? Особенности позитивного восприятия детей с различными типами темперамента, 2013. - 24 с.
В данном методическом пособии вы познакомитесь с основными типами темперамента детей и научитесь их различать. Вы поймете, что темперамент влияет на поведение ребенка, и это нужно принять и приспособиться к особенностям его поведения, его темпу и ритму, к устойчивости чувств, степени волевого усилия, активности или пассивности, не пытаясь их изменить, так как невозможно изменить свойства нервной системы человека. Вы узнаете пять принципов позитивного подхода в воспитании и сможете внести существенные полезные изменения в жизнь своих детей, ведь цель позитивного воспитания - развить в них стремление к сотрудничеству и творческой самореализации.
Как понять ребенка и помочь ему: методические рекомендации, 2013. - 16 с.
Пособие раскрывает значимость полноценного общения взрослого и ребенка, их сотрудничества и взаимопонимания. Основное внимание уделено ознакомлению со способами «Я-сообщения» как одной из форм эффективной коммуникации во взаимодействии с детьми, обеспечивающей им чувство психологической поддержки. Рекомендации могут быть использованы учителями и библиотекарями для проведения занятий с родителями с целью их психологического просвещения.
Притчи о дружбе, 2012. - 25 с.
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для проведения групповых занятий по библиотерапии «Притчи о дружбе». Дружба в юношеском возрасте имеет особое значение. С развитием самосознания возникает потребность в глубоком и содержательном общении. Очень важна в юношеской дружбе близость и доверительность («друг знает о тебе всё»), прочность и устойчивость («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь и верность («друг никогда не подведет»). Интерес к другу, стремление понять его и заботиться о нем способствует лучшему осознанию собственной личности и одновременно – формированию необходимых навыков общения. В дружеских отношениях на первый план выходят истинные человеческие ценности.
«Другой» - это друг? (психологические аспекты формирования толерантных установок), 2012. - 24 с.
Подростковый и юношеский возраст - важнейший период в развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует собственные жизненные установки, осваивает различные социальные роли. Его будущее зависит от того, как он относится к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа успешной социализации молодого человека. Отметим, что библиотека может внести немалую лепту в формирование толерантного сознания юных читателей. Библиотека – территория толерантности: она обслуживает всех посетителей без исключений
Конфликты: проиграть или выиграть?, 2012. - 28 с.
Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – это процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать ли ему в выработке компромиссных решений или оставить это другим». Следовательно, важно иметь представление о конфликтах и способах поведения при возникновении спорных ситуаций. Актуальность темы также продиктована распространенными стереотипами в области конфликтологии. Один из них указывает на то, что конфликтные ситуации решаются исключительно силовыми методами. Однако существуют разнообразные конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к выигрышу обоих оппонентов. Согласно другому стереотипу, конфликты рассматриваются как негативное взаимодействие, которое необходимо избегать или подавлять. Вместе с тем известно, что конфликты не только допустимы, но могут быть полезны и даже желательны...
Река нашей памяти: методические рекомендации для проведения занятия с юношеской аудиторией, 2011. - 20 с.
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для проведения занятия с юношеской аудиторией по рассказам Татьяны Толстой «Соня» и «Самая любимая». Герои рассказов – Соня и Женечка - люди своеобразные, непохожие на других. Отношение к ним может быть противоречивым и неоднозначным. Такие люди нас и привлекают, и отталкивают одновременно. Рассказы Т. Толстой заставляют задуматься и учат быть более терпимыми к тем, кто не похож на нас. Разработанный материал может служить основой для подготовки мероприятия по произведениям Т.Толстой.
Притчи как способ самопознания, 2011. - 38 с.
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для проведения групповых занятий по библиотерапии «Притчи как способ самопознания». В данном методическом пособии мы рассматриваем, как могут быть использованы притчи в работе с читателями. Мы разделили занятия на три части. Каждая часть имеет двухчасовую продолжительность, которая может варьироваться в зависимости от количества участников. В пособии изложен алгоритм проведения занятий, даны примеры толкования притч. В приложении подобраны притчи различного содержания, в том числе и современные. Рекомендации могут быть использованы специалистами, работающими как с юношеской аудиторией, так и с людьми старшего возраста, для проведения занятий на данную тему.
Посмотри на меня внимательно (закономерности восприятия незнакомых людей), 2011. - 16 с.
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации, посвященные проблеме общения. Умеем ли мы общаться? Уверены, что многие утвердительно ответят на этот вопрос. Но в какой форме проходит наше повседневное общение? Чаще всего это разговор, беседа, обмен информацией. Однако понятие общения намного обширнее, чем обыденное наше понимание. Оно включает и наблюдение за собеседником, и интерпретацию его поступков, и понимание его эмоций и пр. Словом, все то, что в психологии объединяется словосочетанием «социальной перцепции».
Раздавит даже святыню, 2010. - 20с.
Предлагаем Вашему вниманию методические рекомендации к проведению мероприятия по изучению психологических особенностей поведения человека в толпе. В пособии приводится классификация толп, раскрываются причины привлекательности толпы для молодежи, описываются изменения, присходящие с личностью в толпе, разбираются правила поведения в толпе. При обращении к данной теме мы опирались на произведения Б Васильева «Утоли моя печали», Р. Брэдбери «Толпа», Р. Джованьоли «Мессалина». При подготовке мероприятия предварительное чтение данных произведений обязательно лишь для ведущего.
Стресс в нашей жизни, 2010. - 29 с.
Данное методическое пособие посвящено теме стресса. Сегодня мы ощущаем все большее его присутствие в нашей жизни. Поэтому каждый из нас должен не только научиться жить в условиях стресса, но и уметь снижать его чрезмерный уровень. В пособии мы расскажем о симптомах, причинах стресса и предложим вашему вниманию эффективные приемы, помогающие справиться со стрессовой ситуацией. Это визуализация, управление дыханием, релаксация, аутотренинг и другие. Несмотря на то, что эти приемы кажутся простыми, качественное овладение ими требует терпения и постоянства. Особенно это касается аутогенной тренировки. Применяя наши рекомендации в жизни, вы всегда будете в тонусе и хорошем настроении.
"В моем дворе лаяла собака", 2010. - 18 с.
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для проведения занятия с подростками по рассказу Нодара Владимировича Думбадзе «Собака». Многие его произведения автобиографичны. Н. Думбадзе (1928 – 1984) был человеком нелегкой судьбы, что является для нас ценным при психологическом анализе его произведений. Рассказ «Собака» мы выбрали не случайно. Это произведение напоминает притчу, а притча всегда многослойна и включает множество важных тем. И каждая из этих тем может быть раскрыта настолько глубоко, насколько готов к этому сам читатель. Наше внимание привлекли две темы: человек и природа; подросток и семья.
И все-таки справились!, 2009. - 21 с.
Предлагаем Вашему вниманию методические рекомендации для проведения занятия «И все-таки справились!» по повести Максуда Ибрагимбекова «За все хорошее - смерть». Занятие раскрывает актуальные проблемы для подростков: лидерство, экстремальные ситуации, любовь в подростковом возрасте. Что именно делает подростка лидером: обстоятельства, личные качества, ценности той или иной группы? Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению и на этот вопрос отвечают по-разному. На наш взгляд, ответ могут дать сами подростки, а беседу поможет организовать обращение к повести М. Ибрагимбекова, которую рекомендуется прочитать заранее.
Не бойся быть счастливым, 2009. - 20 с.
Предлагаем Вашему вниманию методические рекомендации для проведения занятия на тему счастья в человеческой судьбе. Пособие основано на психологическом анализе пьесы Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». На наш взгляд, тема счастья в этом произведении является одной из основных. Вместе с героями мы понимаем, что каждый человек имеет право на счастье и должен стремиться к нему, преодолевая трудности. Разработанный материал может служить основой для подготовки мероприятия по творчеству Алексея Арбузова. На материале пособия возможна организация дискуссии, диспута, беседы.